Экономика
26 августа 2022 г. 7:01
2885

За семь месяцев выдача ипотеки превысила 1 трлн тенге: +18% по сравнению с прошлым годом

На бюджетной игле: 9 из 10 ипотечных займов выдаются по льготным ставкам.

Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор ипотечного рынка Казахстана за первое полугодие 2022 года.

Ключевые тенденции

  • Рынок ипотечного кредитования, поддерживаемый госфинансированием, продолжил динамичный рост в 2022 году.
  • По итогам первого полугодия в стране было выдано ипотечных займов на 900 млрд тенге, что выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 19,5% или 147 млрд тенге.
  • Такая динамика, несмотря на сворачивание программы «Баспана Хит», обусловлена ускорением выдачи займов Отбасы Банком (+165 млрд тенге).
  • Львиная доля выдач Отбасы Банка (94%) приходится на займы, не требующие накоплений в течение трех лет.
  • Бюджетное кредитование для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов в 2023 г. предусмотрено в размере 20 млрд тенге.
  • На этом фоне столь же динамично растёт нагрузка на государственный бюджет на выплату премий (среднегодовой темп роста +29%). В прошлом году расходы государства составили 62 млрд тенге.
  • Качество портфеля остаётся высоким и обусловлено как ростом портфеля, так и высокими требованиями к заёмщикам по объёму первоначального взноса. Обеспокоенность вызывает его снижение по ряду льготных программ.
  • Крупные изъятия из ЕНПФ на улучшение жилищных условий имели эффект «использования стероидов»: активность на рынке и цены значительно оторвались от фундаментальных факторов (доходов граждан). В свою очередь, сильный рост цен выступает ограничителем спроса на жилье ввиду снижения его доступности для граждан.

Резюме

Дополнительные льготные программы, запущенные в 2018 году вдобавок к существующим программам Отбасы Банка, практически полностью вытеснили коммерческую ипотеку на рынке жилья. Таким образом, ипотечный рынок пришёл в абсолютную зависимость от госфинансирования.

Без его выделения рынок может серьезно просесть. Это в первую очередь относится к рынку первичного жилья, где при запланированном сворачивании льготной программы «7-20-25» платёжеспособный спрос на строящееся в стране жильё, безусловно, спадёт (например, НУХ «Байтерек» оценивает падение в 500 млрд тенге в 2023 году).

В то же время при сохранении текущих темпов роста затрат на премии по вкладам в Отбасы Банке, их объём уже в следующем году превысит отметку в 100 млрд тенге. Вопрос поддержания таких темпов роста расходов в среднесрочном периоде остаётся открытым. В перспективе льготные программы должны быть доступны только для граждан с низкими доходами и социально-уязвимых слоёв населения, что позволит им улучшить жилищные условия в отсутствие возможности «осилить» рыночные программы.

Для всех других категорий граждан более прагматичным может являться акцент на повышение реальных доходов, сдерживание обесценения заработных плат и постепенный возврат коммерческой ипотеки.

На стороне спроса также целесообразно обсуждение вопросов включения в налогооблагаемую базу рынка аренды жилья, справедливое налогообложение при реализации жилья после владения через год. Такие шаги помогут избежать дальнейшего накопления дисбаланса на рынке жилья, не способствуя росту цен на жильё.