Политика
22 июля 2022 г. 20:40
2885

Насколько большой стала проблема закредитованности населения в Казахстане

В конце января 2022 года, сразу после трагических событий, президент обвинил казахстанскую элиту в доведении народа до отчаяния. Токаев напомнил, что всего 162 человека владели 50% богатств Казахстана, в то время как месячный доход половины населения страны не превышал 50 тысяч тенге. Тогда же глава государства сообщил о существовании в Казахстане олигополии, а спустя некоторое время объявил курс на демонополизацию, пишет Liter.kz.

В издании рассказывают о том, что прошло всего полгода. За это время страна успела обсудить поправки в Конституцию, принять участие в референдуме, продолжая верить в необходимость предстоящих реформ. В информационном поле уже гораздо реже вспоминают про олигополию, риторика стремительно поменялась и сегодня причины бедности огромного количества казахстанцев подкрепляются совсем другими данными. Так, например, стали чаще говорить о повальной закредитованности населения Казахстана.

Идея победить долговое рабство слишком благородна, чтобы ей возразить. Вот и некоторые энтузиасты в своих популистских стараниях завоевать доверие и поддержку масс, решили, что главная угроза на пути к финансовому благополучию казахстанцев сидит в онлайн-кредитах, отмечают журналисты. Якобы быстрые займы на небольшие суммы до зарплаты (до 125 тысяч тенге сроком до 1,5 месяцев) стремительно загоняют народ в долги.

Если отбросить эмоции и обратиться к официальной статистике, то нельзя не заметить явное несоответствие. Так, по данным Первого кредитного бюро, общая ссудная задолженность физлиц по Казахстану на конец 2021 года составила порядка 11 трлн тенге. Иными словами, столько денег наши граждане должны выплатить по кредитам. При этом, лишь 5,4% от этой гигантской суммы (577 млрд тенге), пришлись на микрофинансовые организации. И это еще не все, так случилось, что номинально к сектору МФО относятся три сильно разнящиеся продуктовых сегмента: помимо финтех-компаний с онлайн-кредитами, сюда же входят организации, предлагающие кредиты на большие суммы и длительные сроки, и ломбарды, которые в рамках законодательства тоже работают по лицензии МФО. Итого, конкретно на долю онлайнеров приходится 1% от общего количества всех казахстанских кредитов.

Позже редакция возвращается к статистике ПКБ, согласно которой становится понятно, что главный источник закредитованности казахстанцев – это банки второго уровня. В совокупности БВУ закредитовали население на 9,8 трлн тенге (92%).

По информации издания, излюбленный аргумент борцов со вселенским злом в виде онлайн-займов – это высокая процентная ставка кредитования, которая в годовом пересчете действительно пугает трехзначным числом, однако в реальности остается на уровне 20-25% в месячном выражении. Корректно говорить именно о месячной процентной ставке, так как максимальный срок, на который выдаются онлайн-кредиты – 45 дней. По аналогии с онлайн-микрокредитами можно проложить в приложении для заказа такси маршрут из Алматы в Нур-Султан и сойти с ума от стоимости проезда в 179 тысяч тенге. В этом случае любой адекватный человек воспользуется поездом или самолетом. Хотя, рассчитанная по тому же тарифу привычная поездка на такси из офиса домой за тысячу тенге, вряд ли кого-то удивит.

Как и в любых потребительских сферах, в финансовых услугах присутствует фактор "оптовости", и когда потребитель хочет занять большую сумму на длительный срок, цена будет ниже. А если нужна мелкая сумма на короткий срок и максимально быстро, то придется переплатить за скорость и удобство. Более чем в 150 государствах, включая США, Великобританию и страны Евросоюза онлайн-кредитование называют главным двигателем финтеха. Необходимость в отрасли микрозаймов там проверена и доказана временем, делятся журналисты.

На практике вознаграждение за погашенный кредит в размере 55 тысяч тенге в течение 23-х дней (именно таков средний "чек" и сроки по онлайн-микрозаймам) составит 13 750 тенге. Переплата существенная, но не драконовская, и, в случае острой необходимости такой займ может послужить спасением. По статистике, быстрые онлайн-кредиты, в основном, берут для оплаты срочных медицинских услуг, ремонта авто, бытовой техники и т.д. Для банков подобные суммы – незначительны, ради которых они не станут заморачиваться, а для клиента брать 1 млн, когда нужен полтинник до получки – нецелесообразно. К тому же, официальные данные свидетельствуют о достаточно низком количестве потребителей с просрочкой более 90 дней – таких не более 10% от тех, кто пользовался услугой. Обращений недовольных заемщиков сектора МФО в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка за 2021 год зафиксировано на отметке 1 800, тогда как писем с жалобами в адрес банков и других кредитных организаций накопилось почти 13 тысяч.

Редакция отмечает, что сегодня совсем не обязательно иметь соответствующую компетенцию, чтобы призывать к ликвидации микробизнеса, якобы приведшего к тотальной закредитованности.