Экономика
19 июля 2022 г. 1:15
2885

Почему экономика Казахстана зависит от рабочих специальностей

Почему экономика Казахстана зависит от рабочих специальностей, объяснили на EdTech Forum M.E.T.A.

Профессии и навыки устаревают с большой скоростью, применение новых технологий на предприятиях меняет процесс выполнения работ — современные машины, станки и оборудование начинают выполнять часть операций без помощи людей. Поэтому необходимо постоянно повышать эффективность использования потенциала технического и профессионального образования (ТиПО). В 2019 году в Казахстане запустили программу "Жас Маман", целью проекта является модернизация 180 колледжей по 100 наиболее востребованным профессиям и внедрение международного опыта подготовки квалифицированных специалистов. В это же время во всем мире развита практика доверительного управления учебными заведениями со стороны системообразующих компаний и предприятий. На сессии форума EdTech Forum M.E.T.A. "Перспективы развития профессионально-технического образования в Казахстане — обмен опытом с Великобританией" представили успешные кейсы по развитию колледжей в Казахстане, а также международный обмен опытом с организациями из Великобритании.

 

Модератором сессии выступил руководитель НАО Talap Олжас Ордабаев. Среди спикеров глава по ТиПО департамента международной торговли (Великобритания) Джонатан Леджер, менеджер по образовательным программам АО AITAS KZ Ермек Кузенбаев, директор Карагандинского высшего политехнического колледжа Жанар Рахимова, управляющий директор департамента развития человеческого капитала НПП "Атамекен" Азамат Бейсенбенов, руководитель отдела развития международного бизнеса NOCN (Организация аккредитации, Великобритания) Тим Докинз, региональный менеджер Pearson в Европе Эдди Конор, руководитель отдела международных операций Lincoln College Рик Лонг.

Важность сессии Олжас Ордабаев объяснил тем, что экономика Казахстана в большей степени нуждается именно в рабочих квалификациях — выпускниках колледжей. На плечах так называемых "синих воротничков" экономика и строится. Это подтверждают цифры: более 79% работодателей говорят о том, что их основная потребность — рабочие квалификации. За последние годы в Казахстане сделали большие шаги в этом направлении. Например, с 2019 года реализуется программа "Жас маман", в ее рамках 180 колледжей закупили серьезное оборудование и получили хорошее финансирование.

Если смотреть по регионам Казахстана, то оно не везде используется на 100%, но по крайней мере нужны шаги сделаны. Кроме того, развивается такое понятие как академическая свобода, когда каждый колледж может подстраиваться под своего работодателя и удовлетворять потребности рынка труда. По этим причинам для Казахстана важен опыт именно Великобритании.

По словам Джонатана Леджера, нужно всесторонне обсудить поиск новых путей для создания умной и профессиональной рабочей силы. Они всегда были актуальными в Великобритании со времен первой индустриальной революции. В быстро растущем мире нужны работники, способные быстро способны меняться. Примерно 75% молодых людей будут работать на рабочих местах, которые через 20 лет могут вообще не существовать.Страны начнут понимать, что миграция рабочей силы меняет ландшафт: молодежь становится архитектором своего будущего, которое нужно обеспечить уже сегодня. Кроме того, люди с отсутствием квалификации должны будут приобретать более сложные квалификации и развивать свои когнитивные навыки. Это солидная основа позволит получать профессиональные квалификации и навыки, которые будут симбиотически вписываться в окружающую среду. Хранителями системы образования являются люди настоящего, от них зависит, чтобы люди получали полезные для работников и работодателей навыки.

Не стоит забывать и о зависимости человеческого благосостояния от изменения климата. Нужно быстро осуществлять инклюзивный переход к более чистым видам энергии, альтернативным поставкам, а также достойным рабочим местам.

Образование и вызовы рынка труда, социальная защита и вопрос регионального развития являются важными элементами. Они помогают преодолеть несоответствия между потерянными рабочими местами и полученными навыками. А чтобы требуемые навыки соответствовали спросу, требуется четко определить, какие из них нужны работодателям. Потом следует разработать необходимые способы и темы обучения. Великобритании в течение нескольких лет очень работала над тем, чтобы академическое и техническое профессиональное образование взаимодействовали друг с другом. 

"Студенты в Великобритании сейчас развивают более продвинутые навыки в математике и технических науках. Соответственно, мы хотим, чтобы они получали больше навыков, покидая колледжи. Работодатели очень заинтересованы в активности системы образования и получении студентами важных навыков.Мы просим работодателей разрабатывать программы ученичества и осуществлять оценку наших выпускников. Работодатели стали частью системы обучения: предоставляют шефство и проводят оценку. Наша первая поставленная цель — делать практические стажировки до уровня магистратуры. Это дает конкретный практический способ обучения, который в принципе равноценен академическому. Надо сказать, что количество людей, которые идут по пути получения степени через стажировки, растет" Джонатан Леджер

 

Он добавил: все больше людей готовы вместо 5-6 лет в академическом учебном заведении и потери десятков тысяч на обучении, пройти обучение через практическую систему. Новая система практического обучения позволяет использовать финансовые вклады работодателей. Это значительно воздействует на работодателей и может привести к получению дополнительных несколько миллионов средств на развитие этого пути. Кроме того, в Великобритании придерживаются принципа обучения в течение всей жизни, поэтому возрастных ограничений нет. Учитывая все вышесказанное, Великобритания нацелена на дальнейшее сотрудничество с Казахстаном, чтобы на практике реализовать какие-либо инициативы 

Выступивший следующим Тим Докинз рассказал про стандарты и подходы по обеспечению качества профессионального технического образования. Он согласился, что существует разрыв между навыками и готовностью к работе выпускников. Но есть и решение этой проблемы — дуальная модель стажировок. Теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на базе производства. В основу таких стажировок в Великобритании заложили потребности работодателя. Именно он должен говорить о том, как оценивать выпускников и что должно входить в модель этих стажировок. Организация аккредитации Великобритании работает в 22 странах мира уже восемь лет. При этом стандарты видоизменяются с учетом особенностей и потребностей каждой отдельной страны. В NOCN специализируются на квалификациях, связанных с сектором строительства и производительностью труда. Причем процесс начинается не с правительства, а с работодателей, чтобы создать нужные им квалификации.

Следующий спикер — Азамат Бейсенбенов — объяснил, что ключевым вопросом для бизнеса является вопрос подготовки кадров. Как и британские организации, "Атамекен" занимается вопросами национальной системы квалификаций. Требования работодателей также отображают в профессиональных стандартах. Дальше колледжи и вузы на основе этих стандартов формируют свои образовательные программы.

Следующим этапом является сертификация. В НПП "Атамекен" действуют 37 сертификационных центров, но пока еще не по всем профессиям и квалификациям. Однако в принятие закона по профессиональной квалификации даст большой импульс этому направлению. Кроме того, казахстанские колледжи и вузы перешли на собственные образовательные программы.Каждый колледж имеет право подстраивать образовательную программу под любые требования работодателя. Однако в Казахстане острой остается нехватка рабочих кадров — "синих воротничков". Например, из студентов, которые выпустились в 2020 году, только 10% пошли работать по полученной специальности. То есть, казахстанские выпускники в целом неплохо трудоустраиваются, но, к сожалению не доходят до целевого работодателя. Хорошее трудоустройство отмечается в здравоохранении и образовании, чего нельзя сказать о металлургии и сельском хозяйстве. Казахстанские работодатели признались, что они готовы принять выпускников даже без диплома, но с международными сертификатами. Поэтому интеграция учебных заведений с международными сертификационными центрами только приветствуется.

 

По мнению Азамата Бейсенбенова, Казахстану следует взять на вооружение такой опыт Великобритании, как шефство крупных предприятий и МСБ над учебными заведениями. В республике 11 колледжей движутся в этом направлении, а "Атамекен" выступает гарантом подбора учебного заведения и и предприятия, которые лучше всего подходят друг другу. Вероятно, в каждой школе должен появиться профориентатор, и тогда выбор профессии и понимание ее перспектив будет проходить осознаннее. Также важна популяризация определенных профессий в социальных сетях и СМИ. Через видео в TikTok и Instagram можно привлечь внимание школьников к профессиям сантехника и тракториста и объяснить, что и там есть перспективы и хороший доход.

Тему сертификации продолжил региональный менеджер Pearson в Европе Эдди Конор. Более 25 лет компания работает с учениками, педагогами, правительствами и родителями, чтобы оценить потребности всех заинтересованных сторон и понять их потребности. Большой проблемой является то, что 65 процентов обучающихся от 12 лет в Великобритании получают неактуальные профессии. Поэтому нужно помочь ученикам и студентом подобрать достаточный набор навыков, который позволит им быть успешными в будущем. Философия Pearson заключается в разработке программ, которые будут выгодны и удобны работодателям. 

"У нас есть хорошо обученные специалисты с навыками и знаниями, которые подтверждены международно признанными сертификатами. Они также поддерживают мобильность человеческих ресурсов, и это становится все более важным для современной экономики. Это означает, что наши обучающиеся могут работать в разных заинтересованных странах. Однако ни одна образовательная система не может работать без эффективного развития учителя и обучающегося. Поэтому необходимо сместить центр работы в сторону партнерства. В этом процессе должны принимать участие как учебные заведения, так и заинтересованные в обучении стороны" Эдди Конор

Таким образом, можно сказать, что система квалификации btek и образовательный контент неразрывно связаны друг с другом как единый бесшовный механизм . По большому счету btek — это казахстанская национальная восьмиуровневая система квалификации НСК. При этих системах работодатели гарантированно получат высококвалифицированные кадры, чья экспертность подтверждена независимыми сертификационными центрами.

Менеджер по образовательным программам АО AITAS KZ Ермек Кузенбаев заявил на сессии, что колледжи РК должны перейти на принцип опережающей

подготовки. Учебные заведения не должны идти за работодателем, потому что адаптация его запросов затягивает процесс. Нужно, чтобы колледжи и вузы могли улавливать все изменения в образовании и на рынке труда. Например, есть международный стандарт бурения и капитальный ремонт скважин. При наличии сертификата диплом не требуется, и студент обязательно трудоустроится, так как работодатель доверяет сертифицированным стандартам. Если колледж сможет выдавать международную сертификацию и применять стандарты в подготовке кадров, то ускорится развитие многих отраслей производства. 

Кроме того, уровень зарплаты — не всегда решающий фактор выбора той или иной профессии. Возможно, требуется комплексный подход с профориентацей и даже прививанием уважения к специальности. Как правило, колледжи прививают студентам hard skills — технические навыки. Но в рамках воспитательной работы колледжи должны давать именно soft skills, чтобы он был готов к жизни после выпуска и понимать, какой вклад внесет в экономику страны. Для студентов жизненно важны и критическое мышление, и работа в команде и инструкции, как эффективно проходить собеседование. Поэтому важно развивать в студентах hard skills и soft skills как равнозначные навыки. Выпускники с такими навыками как минимум будут определять свое будущее осознанно и понимать, куда идти работать и к какому работодателю.

После на сессии перешли к представителям колледжей: руководитель отдела международных операций Lincoln College Рик Лонг рассказал, как учебное заведение выстраивает отношения с работодателем и ориентированное на него обучение.У Lincoln College — более 130 лет опыта по предоставлению навыков и знаний в образовании. Более десяти лет колледж успешно сотрудничает с Китаем и семь лет — с колледжами Ближнего Востока.Кроме того, 20 лет Lincoln College приглашает международных студентов для обучения в своих кампусах и работает с различными компаниями и образовательными организациями Норвегии, Румынии, странами Карибского региона, а также Узбекистана. Ключевой компонент международного предложения Lincoln College — обратный инжиниринг. Колледж наблюдает, что в мире существует тенденция, когда выпускники работают не по той специальности, по которой они обучались. Поэтому специалисты для начала определяют, что делает человека хорошим кандидатом для приема на работу, а потом выясняют, какие навыки и умение им нужны для следующего этапа — выход на рынок труда или другой уровень обучения. Как только становится понятно, какими должны быть результаты обучения, тогда можно работать с образовательными организациями и работодателями для учебного опыта в рамках сертифицированного установленного срока обучения. Путем обратного построения учебной программы обеспечивается правильность обучения и использование доступного времени по максимуму. Выпускники получают необходимые знания, умения и навыки для достижения успеха.

 

О важности партнерских отношений между учебными заведениями и крупным бизнесом рассказала директор Карагандинского высшего политехнического колледжа Жанар Рахимова. Колледж имеет 90-летнюю историю и сегодня выпускает специалистов по более чем 20 техническим специальностям. Что важно, работодатели активно участвуют в образовательном процессе и с охотой берут на стажировку как студентов, так и преподавателей. С 2018 года колледж открыл центр компетенций openspace words и работает по семи компетенциям и направлениям. В рамках программы "Жас маман" колледж приобрел оборудование на 365 миллионов тенге, причем работал на опережение, так как его не было даже у работодателей. Однако еще более важным аспектом, чем укрепление материально-технической базы, являются все те же soft skills, о которых так много говорили на сессии.

"Установление доверительных отношений со студентами с первых дней учебы — часть большой работы. Помимо оказания психологической поддержки, мы обучаем студентов, как проходить собеседования, писать резюме. Также мы проводим профориентационную работы со школьниками. Очень важно, чтобы ребята правильно выбрали специальность. Как учебное заведение, мы заинтересованы в этом и следующей нашей отправной точкой является международная аккредитация. Наш колледж готов работать с бизнесом и мы хотим, чтобы он полностью повернулся в нашу сторону. Для нас выпуск конкурентоспособного специалиста является самой основной задачей" Жанар Рахимова

В заключение Олжас Ордабаев отметил, что, изучив опыт коллег из Великобритании, казахстанское образование сможет двигаться вперед семимильными шагами. Несмотря на то, что в Центральной Азии у Казахстана есть серьезные конкуренты в профессиональном техническом образовании, ни в коем случае нельзя упускать первенство. Работодателям нужны актуальные кадры, поэтому нужно не просто поспевать за ними, но и опережать их.

Напомним, четвертый международный форум образовательных технологий прошел в Нур-Султане в офлайн-формате с 27 по 29 июня 2022 года. EdTech Forum M.E.T.A. — крупнейшая конференция в сфере образовательных технологий в Центральной Азии. Главный организатор форума — BCPD (Бюро непрерывного профессионального развития) — технологичная компания, которая развивает цифровые продукты для обучения в течение всей жизни. Ключевая тема форума в этом году М.Е.Т.А. (Мобильность. Инновации. Технологии. Действия).