Общество
19 декабря 2025 г. 17:23
2885

Казахстанское кино успешно конкурирует с Голливудом — Олжас Тартаев

Фото: https://img.kazpress.kz/

Казахстанская киноиндустрия переживает настоящий подъем, превращаясь из нишевого продукта в значимого игрока национального проката. Зрители всё чаще голосуют за отечественные картины, а кассовые сборы демонстрируют впечатляющую динамику роста. За год интерес к казахстанскому кино постепенно растёт, как и растёт бюджет из года в год.

По данным Rentark на казахстанском рынке кассовыми фильмами прошлого года стали: «Заманback» от режиссёра Дархана Саркенова; «Брат или брак 3» и «Таптым-ау сені 2» от Анвара Матжанова. По данным Кинопоиска в топ-20 лучших казахстанских фильмов также вошли эти 3 фильма:

· «Заманback», рейтинг 8.0

· «Таптым-ау сені 2», рейтинг 7.6

· «Брат или брак 3», рейтинг 7.5

В текущем году лидирующие позиции в рейтинге Rentrak заняли фильмы «Патруль. Последний приказ» от режиссёра Рустема Омарова, «Молда» от Абдусаида Шайхисламулы и тройку лидеров закрывает криминал от Акана Сатаева «Рэкетир 3».

Рейтинг по платформе «кинопоиск»:

· «Патруль. Последний приказ», рейтинг: 7.3

· «Молда», рейтинг: 8.5

· «Рэкетир 3», рейтинг: 6.6

К примеру, бюджет фильма от Анвара Матжанова 2024 года «Брат или брак 3» по данным ktk.kz составил около 130 миллионов тенге. А валовый сбор по РК составил 1.300.927.640тг, что в 10.01 раз превысил кассу, что в очередной раз доказывает популярность кино среди зрителей и ценителей казахстанского искусства. Высокие кассовые сборы и популярность на площадках «Кинопоиск», «Okko», «Ivi», «Alma.tv» и так далее показывают успешность данных кинокартин.

Forbes отмечает: для достижения окупаемости фильму, как правило, необходимо собрать в прокате сумму, в два раза превышающую его бюджет, поскольку половина сборов уходит кинотеатрам.

Высокий уровень коммерческого успеха, как правило, за фильмами, ориентированными на массового зрителя. Например, фильмы «Брат или брак 3» (бюджет 130 млн тенге) и «Таптым-ау сені 2» (108 млн тенге) бюджет не просто окупились, а принесли значительную прибыль, собрав валовые сборы в 10 раз превышающие их производственный бюджет. Даже проект с самым высоким бюджетом в списке — «Рэкетир 3» (360 млн тг) — принёс успех, собрав 1062,7 млн тенге, что более чем в два раза превышает сумму, необходимую для окупаемости.

По поводу финансирования казахстанских фильмов высказался продюсер Олжас Тартаев (фильмы «Болмаған балалық шақ» и «Гипноз» 2025 г.):

— Ты ожидаешь, что какой-то фильм может не собрать аудиторию, но он собирает больше, чем ты предполагаешь. А те фильмы, на которые ты ставишь и думаешь: «вот, он сейчас соберёт хорошо, но происходит наоборот». Здесь от зрителей и от самого продукта может всё зависеть».

На вопрос о жанре, который собирает наибольшую кассу казахстанского кино Олжас ответил: «Пока держится комедия. Но больше не из разряда „комедия-комедия“, а на подобии „Заманback“ и „Таптым-ау сені 2“. Они ведут в комедию, а потом в драму переводят гладко. Поэтому наши зрители начали воспринимать более-менее драму». После выпуска фильма «Болмаған балалық шақ» команда поняла, что зрители готовы принимать драму и художественное кино в целом.

Как признался продюсер бюджет фильма «Болмаған балалық шақ»» около 240 млн тенге с маркетингом. А касса превысила 560 млн тенге, что доказывает, что фильм окупился в 2.33 раза. Также Олжас поделился мнением на счёт фильма «Гипноз»: «гипноз ещё не вышел. Но пока я не хочу озвучивать бюджет. Это мы после завершения точно скажем, потому что ещё на стадии процесса идёт, мы на монтаже».

Также Олжас Тартаев поделился мнением на счёт будущего поколения киношников: «Я очень часто любил помогать именно молодым ребятам, студентам, которые хотят что-то реализовать. Я считаю, каждый киношник должен помогать молодому, давать какой-то совет».

«Развивайтесь, ищите себя, не бойтесь, рискуйте смело. И я считаю, это не последнее, что человек делает. И не нужно расстраиваться. Не получилось — ещё раз надо попробовать. Не надо бояться. Рано или поздно вы придёте к чему-то хорошему. И старайтесь не осуждать никого»

Также многие иностранные картины стали одними из самых финансируемых в этом месяце наряду с отечественным кино. Эта картина демонстрирует контраст между успехом ряда отечественных лент и сложностями в окупаемости некоторых иностранных проектов. По рейтингу Кинопоиска одними из самых популярных зарубежных фильмов 2025 являются «Группа крови» (рейтинг 8.3) от режиссёра Максима Бриуса; американский боевик «F1» (рейтинг 8.2) от Джозефа Косински и китайский мультфильм, который по данным inbusiness.kz стал самым кассовым фильмом в истории «Нэчжа побеждает Царя драконов» (рейтинг 8.5), сценаристом и режиссёром которого стал Ян Юй.

· Российский фильм «Группа крови» по данным Кино-театр.ру с бюджетом 1.763.561 долларов (925.334.107 тенге) собрал 1.700.312 долларов по странам СНГ, что составляет около 892.147.585 казахстанских тенге.

· Фильм Джозева Косински «F1» собрал 631.127.111 долларов (331.150.123.084 тенге), при том, что бюджет составил 200.000.000 долларов (104.939.280.000 тенге). Кассовый сбор превысил бюджет примерно в 3.16 раза.

· Бюджет китайского мультфильма «Нэчжа побеждает Царя драконов» составил 80.000.000 долларов (41.975.712.000 тенге), а кассовый сбор по всему миру превысил 2 млн долларов (2.209.992.222 долларов=1.159.574.962.911 тенге). Кассовый сбор превысил бюджет примерно в 27.62 раза.

Коммерческий успех в Казахстане чаще всего достигается благодаря жанровому кино, ориентированному на массовую аудиторию. Это комедии и драмеди с национальным колоритом, а также устойчиво популярные криминальные драмы и экшн-фильмы. Эти жанры формируют основной доход индустрии, позволяя вкладывать средства в более сложные и авторские проекты. Казахстанское кино уверенно наращивает объемы производства, ежегодно выпуская множество фильмов и демонстрируя впечатляющий коммерческий успех во многих своих проектах. Казахстанское кино способно не только окупиться, но и принести многократную прибыль, успешно конкурируя с зарубежным контентом. Это свидетельствует о растущем интересе зрителей к национальному контенту, превращая киноиндустрию в значимый культурный и экономический сектор страны.