Темп роста налоговых поступлений упал в 5 раз.
Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2023 года.
Ключевые тенденции периода
- Темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет (КБ) заметно снизились. Так, если в первом квартале прошлого года рост показателя составил 100%, то в текущем он замедлился до 21%.
- Отметим, за январь — март 2023 г. было собрано ₸5,7 трлн налогов, в сравнении с показателями в ₸4,7 и ₸2,4 трлн тенге в аналогичных периодах 2022 и 2021 годах, соответственно.
- Указанное замедление происходило на фоне высокой базы прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).
- Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 23,0%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 30,9%.
- В то же время расходы КБ выросли на 18% или ₸0,9 трлн – до ₸5,9 трлн, превышая доходную часть на 3% или ₸0,2 трлн.
- Наиболее сильно выросли затраты на сферу образования (+387 млрд), соцпомощь и соцобеспечение (+211 млрд) и обслуживание госдолга (+154 млрд), на которые приходятся 83% от совокупного прироста расходов.
- Для финансирования дефицита бюджета (₸0,2 трлн), покрытия отрицательных остатков бюджетных средств (₸0,7 трлн) и погашения займов (₸0,3 трлн) было привлечено новых займов на ₸1,2 трлн при годовом плане привлечений ₸5,8 трлн (+1,6 трлн). Таким образом, годовой план исполнен на 20,5%.
- В то же время объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил ₸981 млрд. Напомним, на фоне приостановки действия бюджетного правила объём изъятий из НФ в т.г. увеличен до ₸4,0 трлн (гарантированный – 2,2 и целевой – 1,8). Трансферты сохраняются выше ₸4 трлн четвёртый год подряд и серьёзно затрудняют цели по доведению его активов до $100 млрд к 2029 г.
В первом квартале текущего года наблюдается пятикратное замедление темпов роста налоговых поступлений в КБ на фоне высокой базой прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).
На этом фоне исполнение годового плана по налоговым сборам снизилось до 23,0%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года – 30,9%. При этом суммарный объём поступлений в КБ, по актуальному ПСЭР на 23-27 гг., вырастет до 28,3 трлн тенге с показателя в 22,6 трлн тенге в 2022 году (+25%).
Среди потенциальных рисков исполнения указанного прогноза отметим более низкие цены на нефть (средняя цена с н. г. 82,6, но в бюджет заложена – 85 долл. за бар.), необходимость соблюдения сделки ОПЕК+ (с мая добыча в стране должна сократиться на 78 тыс. б/с) и дальнейшее сокращение спроса на сырье ввиду рецессии мировой экономики.
С другой стороны, рост ставок НДПИ на горнорудный сектор, меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики могут способствовать перевыполнению этого плана. Отметим, на фоне реализации Комплексного плана по противодействию теневой экономики (исполнено 70% из 64 мероприятий) за последние 3 года доля теневой экономики снизилась с 27% до 19,8% к ВВП, что обеспечило 2 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.
Вместе с тем неисполнение бюджетного правила в первый год его существования ставит под сомнение возможности по улучшению фискальной дисциплины в последующие годы, доведение активов Нацфонда до целевого показателя в 100 млрд долларов к 2029 году (изъятие сохраняется высоким 4 год подряд), одновременно увеличивая денежную массу и инфляционное давление в экономике.