Для увеличения объемов транзита по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) планируется создание контейнерного хаба на базе специальной экономической зоны «Морпорт Актау». Проект призван обеспечить транспортную связанность на маршрутах ТМТМ и развивающейся контейнерной линии Туркменбаши-Актау-КНР, об этом сообщили в пресс-службе АО «НК «ҚТЖ».
Создание хаба предполагает обеспечение «перетарки» грузов из вагонов в контейнера, хранение, накопление (сток) контейнеров мировых контейнерных операторов (MSC, CMA CGM, MAERSK и других) на территории порта Актау для возможности среднесрочного и долгосрочного планирования контейнерных перевозок таких операторов, уточнили в пресс-службе.
Аналогичных хабов не имеется ни в одном порту по маршруту ТМТМ.
Создание стокового рынка контейнеров дает также для грузоотправителей Казахстана, Узбекистана, России и других стран возможность сохранения технологии перевозок (повагонных отправок) в направлении порта Актау.
Для этих целей постановлением правительства РК от 10 февраля 2023 года № 107 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №624 «О некоторых вопросах специальных экономических зон» расширена территория СЭЗ «Морпорт Актау» путем включения земель порта Актау для дальнейшего выделения участка под строительство контейнерного хаба.
Вместе с тем, принято постановление правительства РК от 12 января 2023 года №16 «Об отнесении объекта строительства к объектам, требующим особого регулирования и (или) градостроительной регламентации», согласно которому реализация будет осуществляться с применением особых условий (одновременно ПСД и СМР), что позволит сократить сроки по строительству объектов контейнерного хаба.
В строительство контейнерного хаба инвестируют порядка 20,2 млрд тенге, средства включают также покупку необходимой перегрузочной техники.
На сегодняшний день ведутся переговоры с компанией PSA International Pte Ltd. (Сингапур), рассматриваемой в качестве потенциального инвестора. Кроме того, заинтересованность в участии в проекте выражают международные компании Adani Group (Индия) и Abu Dhabi Ports Group (ОАЭ). Реализация проекта будет осуществлена в формате совместного предприятия с потенциальным инвестором.
Сдача в эксплуатацию хаба запланирована в 2025 году.
Реализация проекта позволит увеличить транзитный потенциал морского узла с 50 тыс. до 215 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) в год.
Маршрут ТМТМ проходит через морские порты Актау и Курык, далее по фидерной и паромной линии до порта Баку (Алят) и по железным дорогам Азербайджана и Грузии до портов Батуми и Поти. Далее - в Европу либо через железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс до турецких портов Стамбул, Мерсин и далее в Европу.
В пресс-службе отметили, что прохождение транзитных грузов по ТМТМ по территории Казахстана сократилось по сравнению с прошлым годом в два раза: с 12 до 6-ти дней. При этом, по итогам 2022 года показатель контейнерных перевозок через морские порты РК составил 50,5 тыс. ДФЭ, а за 2 месяца текущего года перевалил 5 825 ДФЭ.
*На правах PR.