Маркетолог, коммерческий агент Олег Лигай, 8 лет проработавший в Китайской Народной Республике, рассказал в интервью о том, что могло бы повлиять на усиление торгового взаимодействия Казахстана с этой страной, об этом сообщили в пресс-службе МИОР РК.
- Олег, политологи иногда отмечают, что место Казахстана на карте мира – одно из самых геополитически непредсказуемых. Здесь и Россия, и Китай, и нестабильный Афганистан тоже неподалеку. Как вы думаете, все эти опасения имеют под собой реальную почву?
- У Казахстана, на мой взгляд, вообще одно из самых перспективных с экономической точки зрения мест на мировой карте. Действительно, многие говорят, что соседство с такими большими и влиятельными странами, как Китай и Россия, несет с собой долю опасности. От этого у нас из года в год люди говорят о том, что Казахстан может быть поглощен сверхдержавами. Не стоит к подобным разговорам относиться серьезно.
Наоборот, Казахстан извлекает огромную пользу для себя от соседства с Китаем. Сумасшедшие объемы китайского производства косвенно влияют и на казахстанскую экономику, так как за счет общей границы все эти товары очень быстро и с минимальными затратами попадают к нам. Ни для кого не секрет, что тысячи казахстанских компаний успешно работают именно благодаря реализации товаров, произведенных в Китае. В мире нет другой такой страны, которая производила бы так много, так дешево, да еще и с таким широким ассортиментом.
Другое дело, что наша республика могла еще более эффективно использовать соседство с Катаем. Например, долгие годы идет речь о том, что Казахстан должен стать связующим звеном между Азией и Европой. Я имею в виду, в контексте торговых отношений. Но уровень нашей инфраструктуры, в первую очередь, дорожной, не позволяет нам этого сделать. Я как-то интересовался у компетентных лиц, почему Казахстан не вкладывается в строительство современной дороги – автомобильной или железнодорожной, которая могла бы связать Китай и Европу. Ведь потоки грузового транспорта могли бы увеличиться в десятки раз, а каждая машина или вагон – копейка в казахстанскую казну. Но когда мне назвали приблизительную цену для реализации этого проекта, я все понял: таких возможностей у Казахстана нет.
- А вообще, что из себя представляет сотрудничество Казахстана и Китая на данный момент? Есть ли то, что наша страна может китайцам предложить?
- Если отталкиваться от сообщений официальных ведомств, то товарооборот между странами увеличивается ежегодно, что вполне естественно. Важнее посмотреть на то, что конкретно Казахстан экспортирует в Китай. В основном это природные ресурсы: медь, цинк, руда, нефть, углеводороды. Есть небольшой объем поставок, основу которого составляют сельхозпродукты.
Еще нужно отталкиваться от того, что казахстанско-китайский товарооборот находится на уровне 25-30 миллиардов долларов в год. При этом, объем торговли с Китаем составляет примерно 20-25% от всей внешней торговли Казахстана. То есть можно смело утверждать, что без китайского импорта и, соответственно, без поставок нашего товара в Китай казахстанская экономика серьезно просядет.
Для сравнения: Китай торгует с Европой почти на триллион долларов, с США – примерно на столько же. Это совершенно другое измерение. Если даже такие развитые страны, как Германия, Франция, Штаты, Канада, серьезнейшим образом зависят от китайских поставок, то что говорить о нас?
- Как вы считаете, можно ли говорить о том, что самое ценное, что Казахстан может предложить Китаю, – это дружба?
- Пожалуй, если рассуждать с политической точки зрения, то конечно. С таким соседом, как Китай, в любом случае лучше дружить, чем враждовать. Кстати, последние встречи на высоком уровне говорят о том, что наша страна и Китай находятся в отличных отношениях. Один тот факт, что председатель КНР Си Цзиньпин после двухгодичного карантина свою первую зарубежную поездку совершил в Казахстан, говорит о многом. Для Китая, где всегда большое внимание уделяется церемониальным процедурам, это вообще очень символичный жест.
Через прессу, конечно, до нас доходит далеко не вся информация: то есть мы не знаем, о чем конкретно говорили Токаев и Си Цзиньпин. Однако, посмотрите, в официальных источниках говорилось о том, что наш президент выражает благодарность главе Китая за поддержку экономического развития Казахстана. Эти слова тоже дорогого стоят.
- А в каких сферах, на ваш взгляд, может быть усилено взаимодействие нашей страны и Китая?
- Мне кажется, можно попытаться сделать ставку на сельхозпродукцию. У Китая есть определенные проблемы именно в этой отрасли. Вы, может быть, слышали, что около года назад китайцы усилили контроль на своей границе, из-за чего грузы с казахстанской пшеницей оказались в подвешенном состоянии. Плюс к этому повлияло снятие Россией эмбарго на экспорт пшеницы, в результате чего китайцы переключились на российский товар. Где-то четыре года назад Казахстан экспортировал по полмиллиона тонн зерна в Китай, а сейчас о таких показателях можно только мечтать. Ни в коем случае нельзя потерять китайский рынок сбыта окончательно.
Думаю, подобные вопросы как раз и решаются на самом высоком политическом уровне. Не исключено, что свою роль должны сыграть хорошие отношения Касым-Жомарта Токаева с руководителем КНР. Наш президент много говорит о том, что казахстанская экономика должна развиваться, в том числе за счет экспорта отечественных товаров. Будем ждать позитивных сдвигов в этом направлении.
- Насколько я знаю, вы довольно долгое время проработали в Китае. Как вообще китайцы относятся к нашей стране?
- Китайцы – люди с особым менталитетом. Для них все делится на их вселенную и весь остальной мир. Большинство варятся в своем соку, и им комфортно. Они всегда уважительны, но слишком близко к себе не подпускают.
Про Казахстан, конечно, многие слышали. Один мой знакомый китаец, с которым я познакомился, когда жил в Чунцине, удивил меня. Он рассказал, что был в Астане, Алматы и даже Усть-Каменогорске. Про Астану говорил, что город показался ему современным, ярким. От Восточного Казахстана был в особом восторге: горы, пейзажи, озера. Отмечал, что люди у нас простые, всегда готовы помочь иностранцу.
- Напоследок спрошу: какие три характерные китайские черты вы могли бы отметить?
- Первое – они все до одного патриоты. За свою родину и партию готовы идти до конца. Мне кажется, абсолютное большинство китайцев свои личные интересы поставит ниже государственных или общественных. Не знаю, хорошо это или плохо, но это так.
Второе – это трудолюбие. Китайцы могут работать по четырнадцать часов в сутки, и для них это нормально. Возможно, это касается, в первую очередь, рабочего класса, но их тяга к труду просто поражает. Во многом благодаря усердию и трудолюбию своего народа Китай достиг сегодняшних успехов.
Еще отмечу, что китайцы большие традиционалисты. Конечно, есть небольшое влияние европейского и даже американского, но традиционные устои все равно на первом месте. Особенно это бросается в глаза в небольших городах. Их культура, церемониальность, быт – это что-то из Средневековья.