Автомобильные грузоперевозки в Казахстане растут за счет России, передает DKNews.kz.
Логистическая роль республики продолжает расти. По итогам первого квартала 2023 года значительно вырос спрос на доставку грузов как внутри страны, так и на экспорт. Такой вывод можно сделать на основе данных международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
В первом квартале количество заявок на доставку грузов автомобильным транспортом из Казахстана в другие страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно в три раза. Вслед за спросом растут и цены — средние ставки перевозчиков увеличились на 66%.
Основным драйвером роста стало российское направление — количество заявок здесь выросло на 222%, а цены — на 67%. Похожая динамика наблюдается и на белорусском направлении, однако абсолютные цифры здесь гораздо скромнее. Также существенный рост показывают перевозки в Узбекистан и Кыргызстан.
Главная причина роста на российском направлении — западные санкции, которые вынудили компании из РФ перестраивать логистические цепочки. Подобный эффект наблюдается во многих «дружественных» России странах, но именно Казахстан наряду с Турцией стал главным перевалочным пунктом для доставки европейских товаров в РФ. Также вырос интерес и к продукции, которую производят непосредственно в Казахстане.
Вместе с тем стоит обратить внимание: в марте рост экспортных перевозок оказался заметно скромнее, чем в январе-феврале. Возможно, это говорит об исчерпании санкционного эффекта. Напомним, что власти РК довольно осторожно подходят к вопросу ограничений, опасаясь в том числе вторичных санкций. Тем более, что в последнее время в США и ЕС решили сосредоточиться именно на перекрытии обходных путей, позволяющих России смягчать ограничения.
Что касается перевозок из других стран в Казахстан, то здесь наблюдается более умеренный рост. Количество заявок увеличилось по сравнению с прошлым годом на 49%, цены практически не изменились. Зато рост спроса наблюдается практически по всем направлениям. Как в перевозках из России (+45%), так и из Китая (+63%), а также из целого ряда европейских стран.
По данным ATI.SU, в первом квартале 2023 года наблюдался впечатляющий (примерно в три раза) рост количества заявок на перевозки и внутри Казахстана. Возможно, это следствие не только роста экономической активности, но также перестройки логистической системы.
«В периоды масштабных изменений многие компании уже не могут ограничиваться работой с прежними партнерами и вынуждены искать новых грузоперевозчиков, а в современных условиях это проще всего делать на бирже. Поэтому нужно понимать: трехкратный рост спроса не означает аналогичного роста реального объема перевозок — здесь динамика гораздо скромнее» Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU»
Что касается ближайшего будущего, то основные тенденции скорее всего сохранятся, однако к ним добавятся новые.
«Мы полагаем, что рост перевозок на российском направлении может замедлиться. Но при этом будут открываться новые перспективные направления. Так, например, сегодня много возможностей открывает сотрудничество с Китаем, который постепенно снимает ограничения после пандемии» Рената Зобова