Председатель Национального банка Галымжан Пирматов рассказал о факторах повышения Нацбанком базовой ставки и ее влиянии на кредитование экономики, сообщается на официальном сайте НБ РК.
В интервью изданию "Егемен Казахстан" он рассказал, что повлияло на решение повысить базовую ставку, а позже – оставить ее без изменений.
"Текущее решение принято на основе результатов прогнозного раунда, проведенного в мае-июне 2022 года. Наши прогнозы по инфляции повысились и формируются на уровне 13-15% к концу года. Также следует учитывать, что с марта 2022 года инфляция в Казахстане ускорилась на фоне обострения геополитической ситуации и возросшего давления на финансовый рынок Казахстана. Усугубление проблем глобальных цепочек поставок из-за введенных против РФ санкций приводит к удорожанию стоимости производства в мире. При принятии решения мы учитываем все эти факторы", – пояснил глава Нацбанка.
По его словам, с учетом комплекса условий прогноза и замедления инфляции на среднесрочном периоде было решено сохранить базовую ставку на уровне 14%.
"Мы прогнозируем, что базовая ставка в сочетании с контрциклической бюджетной политикой и ослаблением внешнего инфляционного давления обусловит замедление инфляции до 7,5-9,5% в 2023 году", – отметил Пирматов.
Его также спросили, почему Нацбанк продолжает ужесточение денежно-кредитной политики, хотя в соседней России был взят курс на снижение базовой ставки, несмотря на инфляцию и геополитические факторы.
"Действительно, некоторые эксперты сравнивают базовые ставки центральных банков Казахстана и России. Банк России, после более чем двукратного повышения ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале для обеспечения финансовой стабильности, затем снизил ее до 9,5% с учетом происходящих дефляционных процессов из-за падения экономики. Также уже несколько недель подряд в России наблюдается дефляция. Сезонно скорректированная инфляция в последнее время у них значительно ниже цели, что и позволяет снижать ставку", – отметил он.
Глав НБК также отметил, что в Казахстане не ожидается рецессии, а прогнозируется дальнейшее нарастание инфляционного давления.
Вместе с тем Пирматов считает, что сравнение базовых ставок в России и Казахстане является некорректным. Высказался глава Нацбанка и о критике повышения базовой ставки: некоторые считают эту меру неэффективной.
"Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования. При этом регулятор не ставит задачу непременного достижения цели по инфляции в краткосрочный период. Надо понимать, что в макроэкономике решения не дают сиюминутного результата. Текущее решение Национального Банка призвано достичь цели по инфляции не сейчас, а в среднесрочной перспективе", – пояснил он.
Нацбанк принимает все необходимые меры для сокращения разрыва между прогнозируемой инфляцией и среднесрочными целевыми ориентирами, заявил Пирматов.
Возможностей для снижения ставки, по его словам, пока не видно.
Кроме того, глава НБК рассказал, почему Нацбанк не рассматривает вопрос формирования прямого курса тенге к рублю.
"Национальный Банк в валютной политике остается приверженным принципам свободного плавания обменного курса и не "держит" курс рубля. В течение июня произошло значительное укрепление рубля ко всем валютам, в первую очередь к доллару США. Такое значительное укрепление происходило на фоне введенных в РФ мер контроля движения капитала, высоких цен на основные экспортные товары и энергоресурсы вкупе с сокращением импорта. Несмотря на значительное смягчение введенных ранее валютных ограничений, российский рубль продолжил укрепление на фоне высоких цен на нефть и газ и низких объемов импорта", – пояснил председатель Нацбанка.
Пирматов подчеркнул, что обменный курс тенге по отношению к российскому рублю не формируется напрямую, а полностью зависит от того, как ведут себя индивидуально тенге и рубль по отношению к доллару США.
"Рынок тенге/рубль недостаточно глубокий и ликвидный для самостоятельного формирования. Это связано с торговым дисбалансом между РФ и РК, а также с тем, что казахстанские экспортеры не продают свою продукцию в Российскую Федерацию за тенге. В отличие от российских экспортеров, которые большинство своего экспорта в Казахстан продают за российские рубли. Соответственно, это приводит к низкому спросу на тенге в РФ", – объяснил он.