Политика
13 сентября 2022 г. 5:47
2885

В Казахстане усилен контроль за посредниками по поставкам ГСМ

.

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен вопрос обеспечения внутреннего рынка страны горюче-смазочными материалами. О производстве нефтепродуктов и о ситуации на рынке ГСМ доложил министр энергетики РК Болат Акчулаков.

В первую очередь министр рассказал о динамике производства нефтепродуктов.

По его словам, в целях обеспечения внутреннего рынка необходимым объемом нефтепродуктов был увеличен объем переработки нефти и производства ГСМ. Прогноз производства нефтепродуктов на 2022 год составляет 13,72 млн тонн, что более чем на 1,04 млн тонн выше, чем в 2021 году.

«Уже по итогам 8 месяцев текущего года производство дизельного топлива составило 3,53 млн тонн, что больше на 259 тыс. тонн или 7,7%, чем за аналогичный период 2021 года», — доложил Б. Акчулаков.

Говоря о наличии дизельного топлива на АЗС и нефтебазах, министр отметил, что принятые меры позволили:

  • увеличить запасы ДТ на нефтебазах со 151 тыс. тонн или 220 тыс. с учетом путей (26 августа) до 163,8 на нефтебазах или 235 тыс. с учетом путей (12 сентября);
  • снизить долю АЗС с отсутствием ДТ c 633 до 485 или с 20% до 15% в целом по стране (всего 3120 АЗС).
     

«Министерство, собрав информацию по заявкам акиматов по проблемным регионам с наибольшей долей частных АЗС, совместно с КМГ отрабатывает выделение объемов ДТ», — доложил Б. Акчулаков.

По поставкам сельхозтоваропроизводителям ситуация, по словам министра, следующая.

В июле отгружено 106,6 тыс. тонн, в августе 152,85 тыс. тонн.

«Отгрузка сельхозтоваропроизводителям осуществляется на приоритетной основе и находится под постоянным контролем. Всего планируется отгрузить 423,5 тыс. тонн дизельного топлива в адрес СХТП», — доложил Б. Акчулаков.

На сегодня, по его словам, приняты следующие меры в данном направлении:

  • Принят совместный приказ по запрету на вывоз с территории РК автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов.
  • Принят приказ по введению дифференцированных цен на АЗС, а также в настоящее время в приказ готовятся дополнения в целях реализации контроля по отпуску лимитированного объема дизельного топлива.
  • Увеличено количество подачи вагоноцистерн (обеспечен рост среднесуточной отгрузки ДТ с 15,6 тыс. тонн в первой половине августа до 18,9 тыс. тонн в сутки на конец августа, т.е. рост составил 21,7%).
  • Фондом «Самрук-Казына» и компанией «КазМунайГаз» в рамках поручения Правительства подписан контракт на импорт 100 тыс. тонн дизельного топлива в сентябре-октябре текущего года. На сегодняшний день 10 тыс. тонн импортировано.
  • Созданы «колл-центры» в министерстве энергетики и крупных сетях АЗС для оперативного реагирования на обращения граждан по вопросам необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ.
  • Акиматами областей и городов республиканского значения созданы оперативные штабы для мониторинга остатков и принятия решений по распределению объемов ГСМ на нефтебазах в адрес АЗС, дислоцированных в отдаленных населенных пунктах.

Также министр доложил об исполнении поручений Премьер-Министра.

1. По поручению не допускать вывоз топлива выполнено следующее. КТЖ принял внутренний приказ по запрету вывоза, кроме НПЗ, а также МВД и КНБ поручено принять дополнительные меры по недопущению вывоза нефтепродуктов и введению запрета на въезд грузовых автомобилей (тягачей) без полуприцепа/прицепа;

2. По обеспечению малых АЗС. Будет осуществляться директивное распределение объемов ДТ за счет КМГ и Петросана и приоритетное направление СХТП и АЗС. Частные поставщики подтвердили готовность поставлять ДТ напрямую в АЗС. Кроме того, Минэнерго отрабатывает необходимые объемы по заявкам акиматов для малых АЗС;

3. По вопросам оптимизации маршрутов доставки – при планировании отгрузок дизтоплива предприятиями КМГ и Петросан учитывается географическая расположенность и наличие ресурсов на конкретном НПЗ; приоритетная отгрузка дизтоплива предусматривается в ближайшие регионы;

4. Для исключения непродуктивных посредников — КМГ и НПЗ прорабатывают вопрос с частными поставщиками по отгрузке ДТ только при подтверждении прямых договоров с АЗС, в ином случае отгрузка может быть приостановлена. Часть частников подтвердили поставку ДТ напрямую в АЗС.

Для принятия оперативных мер по стабилизации ситуации на рынке ГСМ под председательством Первого заместителя Премьер-Министра Р. Скляра создана Комиссия по обеспечению внутреннего рынка ГСМ.

По словам министра, в целях дальнейшей стабилизации ситуации министерством энергетики предлагается следующее:

  1. Акиматам областей и городов республиканского значения ускорить передачу информации в Министерство энергетики по Заявкам на требуемые объёмы дизтоплива, в т.ч.: местные АЗС (без республиканских сетей), коммунальные предприятия и автобусные парки (поставка с нефтебаз, не с АЗС).
  2. МЦРИАП, МЭ ускорить внедрение цифровой системы контроля суточных лимитов отпуска.
  3. КМГ ускорить поставку 100 тыс. тонн импортного дизтоплива в Казахстан, а также рассмотреть импорт дополнительных объемов при остановке на ремонт АНПЗ.
  4. КТЖ продолжить координацию и контроль по своевременной подаче вагонов-цистерн и приоритетной доставке отгруженных объемов.
  5. АЗРК (по согласованию) введение временного государственного регулирования оптовых цен на дизельное топливо на НПЗ РК и нефтебазах.
  6. Министерство энергетики, местные исполнительные органы, КМГ обеспечить контроль за производством, восполнением запасов и реализации автобензина (на опыте с дизтопливом).
  7. Местным исполнительным органам совместно с правоохранительными органами усилить контроль за оборотом и ограничением вывоза нефтепродуктов за пределы РК.
     

Министерство энергетики в рамках специальной комиссии под руководством Первого Заместителя Премьер-Министра Р. Скляра продолжит координацию данной работы.

Также министр рассказал о ситуации с потребностью битума в стране на 2022 год.

Для четкости общей картины министр разделил территорию страны на 3 зоны. Ситуация следующая:

  1. Западные регионы – наименьшая потребность 191 тыс. тонн при производстве 500 тыс.тонн в год;
  2. Северо-восточные регионы – потребность 308 тыс. тонн перекрывается собственным производством 300 тыс.тонн в год;
  3. Южные регионы – наибольшая потребность 602 тыс. тонн при производстве 374 тыс. тонн.

Суммарная потребность РК в битуме составляет 1,1 млн тонн.

По словам министра, необходимо увеличение суммарного производства битума в стране до 1,2 млн тонн в год (+ 247 тыс. тонн к 2021 г.) возможно за счет дозагрузки действующих заводов:

CaspiBitum - до 500 тыс. тонн в год (+ 94 тыс.) за счет переработки каражанбасской нефти;

Qazaq Bitum вместе с Ontustik Битум и Эко-битум - до 374 тыс. тонн в год (+ 200 тыс.) за счет импорта российского гудрона.

«Автодорожным компаниям необходимо запланировать затраты на закуп дополнительных объемов битума в зимне-весенний период времени через Единого закупщика от МИИР РК. Необходимо, чтобы расценки на дорожно-строительные работы отражали рыночную конъюнктуру цен на битум», — резюмировал Б. Акчулаков.

Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал

Подписаться