Экономика
20 июня 2023 г. 6:28

Финансовый сектор Казахстана на пути к стабильности

19 июня текущего года состоялась встреча Председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мадины Абылкасымовой с представителями Европейской Бизнес Ассоциации Казахстана (ЕВРОБАК), передает DKNews.kz.

На встрече обсуждались вызовы для экономики и финансового сектора Казахстана, вопросы обеспечения финансовой стабильности, повышения роли финансового сектора в финансировании экономики, защиты прав потребителей финансовых услуг и цифровизации финансового сектора.

В своем докладе глава финрегулятора отметила, что, несмотря на внешние и внутренние шоки последних лет, финансовый сектор Казахстана стабилен и демонстрирует устойчивый рост. Совокупные активы финансовых организаций за последние 5 лет увеличились в 2 раза до 52,6 трлн тенге и достигли 51,1% ВВП.

Перед финансовым сектором остается актуальным ряд вызовов, как глобальных, так и локальных. Внешние вызовы связаны с ужесточением макроэкономических условий на фоне усиления геополитических рисков и санкционных ограничений.

Что касается локальных вызовов, то можно выделить высокую инфляцию и ставки, которые снижают доступность долгосрочного финансирования субъектов бизнеса, нарастание рисков в сегменте розничного кредитования, а также усиление рисков финансового мошенничества и киберугроз в результате ускоренного развития цифровизации финансовой отрасли.

Одним из главных приоритетов Председатель Агентства отметила обеспечение стабильности финансового сектора и развитие риск-ориентированного надзора. Для этого Агентством реализуются модель SREP (Supervisory Review and Evaluation process), регулярный AQR (Assets Quality Review) и надзорное стресс-тестирование. В ближайших планах Агентства создание условий для продаж стрессовых активов через цифровые платформы и полноценный переход риск-ориентированного надзора на Базельские стандарты.

Агентство продолжает укреплять регулирование и надзор за банками в соответствии с Базельскими стандартами.

Согласно Базельским стандартам, банки должны иметь собственные внутренние оценки капитала и ликвидности для покрытия всех рисков банковской деятельности. Для этого в 2022 году Агентство утвердило методологию внутренней оценки достаточности капитала (ICAAP) и ликвидности (ILAAP) и с 1 июля т.г. банки будут проводить данные оценки.

Следующим важным компонентом риск-ориентированного надзора является внедрение надзорной надбавки к капиталу по результатам оценки SREP, AQR и надзорного стресс-тестирования, что позволит обеспечить дополнительный запас капитала для покрытия потенциально возможных убытков. Надзорная надбавка на капитал будет введена с 2024 года.

В условиях развития финансовых экосистем возрастают риски банковских конгломератов и холдингов, что требует усиления консолидированного надзора. До конца 2023 года Агентством будут введены требования к расчету капитала, концентрации кредитного риска и ликвидности на уровне банковских конгломератов, а также усилен надзор за внутригрупповыми сделками.

Глава финрегулятора отметила, что в условиях волатильности на внешних рынках важно обеспечить устойчивость финансового сектора Казахстана к возможным финансовым кризисам. Для этого будут совершенствованы ключевые элементы сети финансовой безопасности – механизмы урегулирования проблемных банков, предоставления экстренной ликвидности, антикризисного планирования и межведомственного взаимодействия Национального Банка, Агентства и Правительства.

Для повышения эффективности инструментов урегулирования в настоящее время Агентством разрабатываются требования к планам восстановления банков и методология регулятора по оценке их эффективности, которые будут введены в 2024 году. Будут поэтапно внедряться требования к наличию у банков внутренних ресурсов для поглощения потенциальных убытков. На законодательном уровне будут сокращены сроки урегулирования и ликвидации неплатежеспособных банков.

Кроме того, будет пересмотрено государственное участие в урегулировании банков, в том числе конкретизированы формы и механизмы участия государства, а также определены задачи и роли Агентства, Национального Банка и Правительства. На законодательном уровне будут запрещены любые формы государственного вмешательства на нерыночных механизмах в рамках поддержания устойчивости банков.

Глава Агентства отметила, что текущие проблемы крупных банков США и Европы показали важность доступа экстренной поддержки ликвидности. В Казахстане также необходимо расширять механизм предоставления экстренной ликвидности, в том числе расширить перечень залогов для предоставления ликвидности и усилить надзор за банками, получившими такую поддержку.

Для Агентства приоритетной задачей является обеспечение качественного роста кредитования экономики. Поэтому политика Агентства направлена на поддержание баланса между обеспечением устойчивости банков и ростом кредитования бизнеса.

По поручению Главы государства, для поддержания кредитования реального сектора Агентство приняло временные меры пруденциального стимулирования. Были разработаны поправки в законодательство для повышения эффективности механизма залога в виде прав недро- и землепользования, а также зерновых расписок. Важными направлениями работы являются развитие синдицированного кредитования и интеграция банков с государственными базами данных через шлюз Электронного Правительства.

Мадина Абылкасымова подчеркнула, что микрофинансовый сектор также является важным источником финансирования бизнеса. С 2020 года микрокредиты бизнесу, предоставляемые микрофинансовыми организациями и кредитными товариществами, увеличились в 2 раза с 455 млрд тенге до 997 млрд тенге. Для стимулирования микрофинансовых организаций в кредитовании МСБ Агентством реализуются меры по расширению доступности фондирования через инструменты фондового рынка, снижению регуляторной нагрузки для участников с низким уровнем системного риска.

Касательно рисков потребительского кредитования, Мадина Абылкасымова отметила, что для минимизации рисков и снижения долговой нагрузки населения Агентством приняты системные меры по ограничению потребительского кредитования в банках и МФО. Так, ужесточены требования к расчету долговой нагрузки заемщиков и к капиталу финансовых организаций, а также на законодательном уровне введен запрет на начисление штрафов и вознаграждений после 90 дней просрочки по всем беззалоговым потребительским кредитам. Введена обязанность урегулирования проблемной задолженности, в том числе для коллекторских агентств.

Председатель Агентства отметила повышение роли фондового рынка в финансировании экономики. За последние 5 лет капитализация рынка акций выросла на 24% до 21,2 трлн тенге, рынка облигаций - на 62% до 14,4 тлрн тенге. Главным трендом стала активизация розничных инвесторов - их число с 2019 года увеличилось более чем в 5,5 раз с 121 тыс. до 682 тысяч.

Для развития рынка ценных бумаг реализуются меры по повышению розничного и институционального спроса, цифровизации финансовых услуг, внедрению новых финансовых инструментов, а также развитию инфраструктуры фондового рынка. Внедрена возможность дистанционного заключения брокерских договоров, банкам представлена возможность оказывать клиентам весь спектр брокерских услуг, реализована возможность передачи пенсионных активов ЕНПФ под управление частных компаний, создаются новые виды финансовых инструментов (ETF, ETN) и расширяется деятельность инвестиционных фондов.

Как отметила Мадина Абылкасымова, важными и активно развивающимися направлениями также являются устойчивое финансирование и внедрение международных стандартов ESG на финансовом рынке. В 2021-2022 годах в Казахстане была создана вся законодательная и регуляторная среда для выпуска ESG облигаций. Это позволило компаниям привлекать финансирование на ESG проекты на сумму более 191 млрд тенге.

Агентством утверждено Руководство по раскрытию финансовыми организациями ESG информации, в 4 квартале 2023 года планируется завершить разработку Руководства по управлению рисками ESG в финансовых организациях, а также установить требования к внутренним системам управления рисками и системе корпоративного управления финансовых организаций.

За последние 2 года отмечается усиление рисков онлайн мошенничества. Агентством совместно с заинтересованными органами выработана Дорожная карта по защите граждан от онлайн мошенников. В рамках Дорожной карты предусматривается создание Антифрод-центра для финансового рынка, который обеспечит сбор данных по мошенническим операциям и позволит субъектам рынка блокировать подозрительные операции в режиме реального времени.

Как мера превентивного характера будет введено право добровольного отказа граждан от получения онлайн кредитов, а также усилены требования к кибербезопаности мобильных приложений финансовых организаций.

В рамках улучшения финансовой инклюзии и обеспечения равного доступа к финансовым услугам для лиц с инвалидностью приняты Методические рекомендации, согласно которым в настоящее время банки реализуют индивидуальные планы по созданию безбарьерной среды. Агентством разработан проект Социального Стандарта, который предусматривает внедрение в финансовых организациях всех видов услуг, ориентированных на нужды лиц с инвалидностью.

С 2020 года Агентством совместно с Национальным Банком реализуется Концепция по развитию финансовых технологий и инноваций на 2020-2025 годы.

«Со стороны Агентства задачей является обеспечение необходимого регулирования и оказание содействия развитию цифровизации финансового сектора. Для этого в 2022 году была утверждена Концепция развития Open API и Open Banking на 2023-2025 годы, что позволит расширить доступ к финансовым продуктам и сервисам. Так, доля банков, которые используют технологию Open API увеличилась с 27% в 2021 году до 52% по итогам 2022 года» Мадина Абылкасымова

В целях обеспечения безопасности информационных активов и процессов Агентством создана необходимая нормативная среда для системы управления информационной безопасностью на финансовом рынке, введена Автоматизированная система обработки информации по событиям и инцидентам информационной безопасности «Qainar».