Экономика
16.11.22
1217

Казахстан переходит к низкоуглеродной экономике

None фото: dknews.kz

В рамках X Конгресса финансистов Казахстана состоялась Международная конференция «ESG – новая парадигма развития финансового рынка», передает kazpress.

В ходе приветственного слова Председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) Мадина Абылкасымова отметила, что особенно важной задачей в сложных геополитических условиях остается сохранение направленности на устойчивый экономический рост, основной которого является переход к зеленой, низкоуглеродной экономике.

Объем потоков инвестиций в ESG-фонды по итогам 2021 года вырос втрое и составил свыше 330 млрд долларов США, в ESG облигации – увеличился на 25% и достиг 3,5 трлн долларов США.

В октябре прошлого года на конференции «Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поддержал призывы ООН по достижению нулевых выбросов парниковых газов и сообщил о разработке Стратегии углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году.

«Данная стратегия объединяет в себе конкретные меры, которые должны быть реализованы Казахстаном для снижения углеродного следа с учетом международного опыта. В течении этого года всеми заинтересованными государственными органами активно проводилась работа по разработке и согласованию данной Стратегии» Мадина Абылкасымова

Значимость ее реализации для Казахстана подчеркивается международными организациями и финансовыми институтами.

На сегодняшний день в Казахстане доля «зеленой» энергии в общей выработке составляет порядка 3%. Планируется нарастить ее производство до 15% к 2030 году, сократив выбросы углерода на 15%.

С прошлого года в Казахстане сформирована вся необходимая правовая среда для «зеленого» финансирования. Принят новый Экологический кодекс, в рамках которого введена Таксономия «зеленых» проектов, направленных на повышение эффективности использования существующих природных ресурсов, снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, повышение энергоэффективности, энергосбережения, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к изменению климата.

«Агентством была предусмотрена возможность выпуска казахстанскими компаниями «зеленых», социальных облигаций, облигаций устойчивого развития и облигаций, связанных с устойчивым развитием. С 2021 года для финансирования устойчивых проектов на KASE прошли листинг 9 выпусков ESG-облигаций на общую сумму более 131 млрд тенге. Из них в 2022 году размещено 3 выпуска на сумму 64 млрд тенге такими компаниями, как KEGOС, БРК и АБР» Мадина Абылкасымова

Кроме того, Агентством проводится активная работа по внедрению ESG-принципов на финансовом секторе. К этой работе привлечены ключевые международные институты – лидеры в области использования ответственных инвестиционных политик.

Важно, чтобы процесс внедрения стандартов ESG был поэтапным, что предоставит финансовым организациям возможность адаптации к новым регуляторным требованиям.

На первом этапе будет внедрена система раскрытия ESG-информации. Для этого Агентством и экспертами IFC подготовлено Руководство по раскрытию информации по критериям ESG. Главной задачей раскрытия такой нефинансовой отчетности является обеспечение доступа заинтересованных сторон к информации о воздействии финансовой организации на окружающую среду, социальную сферу и экономику, а также оценка влияния ESG-факторов на финансовые показатели финансовой организации.

«При его подготовке мы опирались на 5 ключевых стандартов отчетности по устойчивому развитию международных организаций, в том числе, Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB), которым подготовлен проект нового стандарта МСФО «Общие положения об устойчивом развитии и раскрытие информации, связанной с климатом» Мадина Абылкасымова

Агентством предлагается осуществлять раскрытие нефинансовой информации в рамках трех блоков: определение существенной ESG-информации, управление ESG-факторами, корпоративное управление.

Первый блок включает раскрытие информации по таким элементам, как «окружающая среда», «климат», «работники», «продукты и потребители», «финансовая инклюзия», «этика».

В рамках второго блока предлагается раскрытие структуры и процессов, которые финансовые организации используют для обеспечения надлежащего руководства и управления ESG-факторами. Этот блок включает в себя управление устойчивым развитием, стратегию, управление рисками и ключевые показатели эффективности (KPI).

Третий блок включает вопросы корпоративного управления и содержит информацию о приверженности к практикам ESG, деятельности совета директоров, контрольной среде, правах акционеров и взаимодействии с заинтересованными сторонами.

Финансовые организации смогут использовать данный документ для подготовки и публикации отчета об оценке влияния ESG-факторов на их деятельность в рамках ежегодной отчетности. Стоит отметить, что на данном этапе рекомендации Агентства будут иметь добровольный характер.

Следующим этапом станет переход от добровольного к обязательному раскрытию финансовыми организациями в отчетности информации по ESG-критериям и установлению регуляторных требований по учету ESG-факторов во внутренних системах управления рисками и корпоративного управления.

Согласно оценкам самих банков, объем ESG-кредитов в их портфелях составлял в августе т.г. порядка 2,6 трлн тенге.

В результате, ESG-риски будут интегрированы в систему надзора финансовых организаций. Мониторинг ESG-рисков будет осуществляться в рамках ежегодной надзорной оценки SREP по банкам.

В дальнейшем, Агентством планируется проведение стресс-тестирования климатических рисков для банков в рамках надзорного стресс-тестирования. Методология и сценарии стресс-тестов будут разработаны в 2023 году. В их основу, в качестве отправной точки будут взяты 6 сценариев, разработанных международной ассоциацией центробанков и финансовых регуляторов NGFS (Network for Greening Financial System). 

«Надеемся, что слаженные действия регулятора, международных институтов, финансовых организаций и бизнеса позволят мобилизовать потоки инвестиций для достижения нашей общей цели по обеспечению устойчивого развития экономики» Мадина Абылкасымова