В конце 2022 года правительство Казахстана назвало автомобилестроение одним из основных драйверов экономики. Эксперты поделились своим мнением об усилении позиций казахстанского автопрома в регионе Центральной Азии.
Ответы на вопрос «станет ли автомобильная отрасль одним из ключевых факторов роста экономики региона» можно найти в данных мониторинга рынка и прогнозах финансовых обозревателей.
Согласно данным Центра анализа и мониторинга авторынка Казахстана, последние 5 лет производство автомобилей в стране растет стабильно на 20-25%. Последний же год, несмотря, а возможно и, благодаря логистическим перипетиям на фоне глобальных событий демонстрирует скачки кривых в сторону увеличения.
«При всех сложностях 2022 года казахстанскому автопрому удалось сохранить динамику роста, на 28% выросли показатели по производству. В целом, более ста тысяч единиц техники были выпущены локальными заводами. Производственные мощности, которые есть на территории нашей страны, покрывают необходимый спрос на автомобили в рамках льготного кредитования, однако следует учитывать то, что не все марки автомобилей производятся на территории Казахстана, многие импортируются, и основной импорт в досанкционный период приходился на Российскую Федерацию, соответственно дефицит ассортимента автомобилей на рынке сохраняется», - прокомментировал эксперт автомобильного рынка Артур Мискарян.
Последний отчет Ассоциации европейского бизнеса на январь 2023 года показывает, что автомобильный рынок Российской Федерации в январе 2023 года сократился на 63,1%. При этом, в десятки раз увеличился поток автомобилей, экспортируемых из Казахстана нелегально. На фоне санкционного режима вопросы переориентации импортных поставок, а также локализации производства на территории Казахстана становятся острее, уверены эксперты.
По словам Мискаряна, локализация производства в стране оценивается в размере 30-35%, и выход за рубеж продаж локальных автомобилей в 100 тысяч единиц может сказаться положительно на качественном показателе роста локализации автопромышленности.
Анализ рынка, безусловно, показывает весьма радужную картину, однако экономисты не спешат давать прогнозы. По словам Айдархана Кусаинова, финансового аналитика, генерального директора консалтинговой компании «Алмагест», государству в этом отношении есть, над чем работать:
«Автопром - это хорошая отрасль, в которой есть потенциал выйти в драйверы. Хорошо, что она развивается. Она стимулирует открытие заводов, занятость населения. Кроме того, автомобильная промышленность - достаточно технологичная штука, в ней есть потенциал, благодаря которому будут развиваться и смежные отрасли, как та же цифровизация. Хорошо, если она живет и развивается. Со стороны государства лучшее решение - способствовать, поддерживать, а главное - не мешать развитию. Это стартовая площадка для быстрого роста, но нужно учесть, что экономическая политика должна развернуться в сторону внутреннего производителя. На данный момент, производители автомобилей - это борцы, которые удерживают бизнес вопреки всему», - поясняет Кусаинов.
По мнению экспертов, если автопром продолжит расширять производственные мощности, увеличивать локализацию выпускаемой продукции, то в 2023 году сохранится тренд на увеличение влияния отечественного авторынка в разрезе развития экономики региона.