Ex-ante vs ex-post регулирование конкуренции, сговор в госзакупках и цифровая трансформация.
Антимонопольным органам стран ЕАЭС необходимо выстроить тесное взаимодействие с использованием современных цифровых технологий
«Цифровизация затронула и сферу государственных муниципальных закупок, компании активнее внедряют новые технологии и искусственный интеллект в свои бизнес-процессы. С развитием технологий все чаще наблюдается использование цифровых инструментов при заключении антиконкурентных соглашений на торгах и товарных рынках. <…> В эпоху цифровизации борьба с картелями остается одной из приоритетных задач; с целью пресечения нелегальных цифровых практик мы проводим цифровую трансформацию процесса выявления картелей, работаем над развитием соответствующих информационных систем. <…> Большая работа ведется по адвокатированию конкуренции, повышению осведомленности общественности» Руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Максим Шаскольский
«Сотрудничество между антимонопольными органами на национальном уровне, международном уровне означает обмен информацией и знаниями. Надо учиться друг у друга, чтобы выработать эффективные методы [эффективного регулирования деятельности монополий. — Ред.]. <…> Необходимо все больше и больше увеличивать уровень международного сотрудничества» Руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политики Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) Тереза Морейра
«Функционирование единого правового поля в тематических сферах невозможно без эффективно действующего института международного судопроизводства в лице Суда ЕАЭС, который успешно реализует предоставленный ему государствами-членами потенциал по выполнению целей, определенных статутом Суда» Председатель Суда Евразийского экономического союза Эрна Айриян
Создание учитывающего специфику всех игроков рынка актуального международного законодательства для антимонопольных органов стране ЕАЭС
«Необходимо, чтобы появлялось новое законодательство, чтобы усилился подход к эффективному регулированию, для того чтобы были созданы достаточно хорошие правила, и чтобы были возможности у антимонопольных органов работать на цифровом рынке» Руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политике Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) Тереза Морейра
«Развитие модельных принципов в рамках СНГ внушает доверие» Заместитель руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Мухамед Хамуков
«Мы очень приветствуем диалог в рамках евразийского пространства, чтобы гармонизировать подходы и учитывать опыт других стран. [Необходим. — Ред.] тесный диалог регулятора с бизнесом, и мы готовы к этому диалогу в национальном и межнациональном форматах» Генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг
«Рынки, известные своей… динамичной природой создают определенную сложность для ведомств при появлении и пресечении антиконкурентных практик на рынках. <…> Это заставляет нас задуматься о возможности пересмотра существующего арсенала традиционных инструментов и механизмов деятельности конкурентных ведомств» Член Комиссии по защите конкуренции Республики Армении Шушан Саргсян
Сложность выбора между практиками предупреждающего и постфактум-регулирования цифровых рынков
«Сегодня перед антимонопольным регулированием стоит большой, действительно большой и сложный выбор и стоит вопрос, зачем решать проблемы ex-post [постфактум. — Ред.], если можно нивелировать ex-ante [превентивно. — Ред], просто не допуская нарушения. <…> Подход ех-ante своеобразно влияет, особенно на быстрорастущие рынки. На любом таком быстрорастущем рынке он позволяет запустить деградацию этого рынка. <…> У способа ex-post также есть свои минусы. При его использовании мы даем бизнесу неограниченную свободу, возможность развиваться в любом направлении, создавая монополии и регулируя только то, что может классифицироваться как нарушение» Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Бахыт Султанов
«На мой взгляд, ex-ante регулирование цифровой экономики в основном реализуется не в рамках антимонопольного регулирования. Очень много проблем в цифровой экономике, которые решаются ex-ante. Они связаны, допустим, с распространением определенного контента среди различных возрастных категорий. <...> Очень правильно, когда ex-post регулирование сочетается с возможностью мягкого регулирования. Поскольку сектор новый, отношения во многом не до конца понятны даже между участниками этого сектора, всегда должна быть возможность исправления ситуации без наказания, без применения санкций. <…> Ex-ante подход… очень трудоемкий, долгосрочный, и зачастую само развитие этого сектора уходит далеко-далеко вперед, ex-ante подход устаревает еще до того, как внедряется» Директор департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Алексей Сушкевич
«Наш опыт подсказывает, что в отношении цифровых платформ мы сейчас можем применять только ex-post, однако он недостаточно эффективен» Руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Алматы Нуржан Уранхаев
Ограниченный доступ к алгоритмам обработки данных в секторе цифровой экономики
«Антимонопольное международное сообщество сегодня столкнулось с тем, что пытается регулировать то, в чем не совсем разбирается. У антимонопольных органов нет специализированных сотрудников, которые владеют в достаточной степени навыками и знаниями, которые помогли бы им в разработке регулирования [цифровых рынков. — Ред.]. <…> Человечество приближается к так называемой технологической сингулярности, когда технологии настолько уйдут вперед в развитии, что люди не будут успевать овладевать соответствующими навыками» Заместитель председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан Фаррух Карабаев
«В сфере цифровой экономики есть проблема очень специфическая, которой нет в других секторах. <…> Цифровая экономика — это все про обработку и сбор данных с помощью специальных алгоритмов. Так уж случилось, что именно крупнейшие участники этой цифровой экономики заняты обработкой и сбором данных о самих себе» Директор департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии Алексей Сушкевич
«Должно быть законодательство, которое потребует, что платформы должны сообщать об алгоритмах, которые они используют, и необходимо, чтобы эти алгоритмы были открыты, и они были открыты для общественности» Доцент Университета электронных наук и технологий Китая (USETC) Кай Цая
«Вопрос, который мы здесь обсуждаем, критически важный вопрос для регуляторов, потому что возникают цифровые платформы и возникает возможность проверить, что происходит. Если возникает монополия, это влияет на цены, на возникновение проблем, также существует возможность того, что какой-то продукт отдается в обмен на данные, и здесь нам необходимо помнить о защите личных данных» Менеджер по юридическим услугам и комплаенсу Комиссии по конкуренции Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) Мари Гуруре
«В сфере регулирования конкуренции государства находятся в непрерывном конфликте интересов: с одной стороны, это регулятор, с другой стороны — крупнейший заказчик, которого бы, конечно, было бы неплохо правильно под себя подстраивать. <…> Государство должно таким образом здесь, в этой сфере [регулирования цифровых рынков. — Ред.], как, может быть, ни в каких других, подавать пример. <…> Один из вызовов — электронная цифровая подпись, сейчас это одно из ключевых, если не единственное препятствие для взаимной торговли, взаимного признания, и нужно эту проблему как можно быстрее решить. После этого в полном объеме раскроются все преимущества цифровизации» Заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров
Соблюдение баланса между интересами потребителей и защитой конкуренции на цифровых рынках
«Исходя из текущей ситуации на цифровых рынках и их особенности мы можем утверждать, что антимонопольное регулирование — как ex-ante, так и ex-post — должно быть направлено на снижение или устранение барьеров доступа на рынок, на повышение степени свободы перехода и переключение потребителей, на недискриминационный доступ к ключевым мощностям цифровых экосистем» Руководитель Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Максим Шаскольский
«Введение слишком жесткого регулирования неизбежно приведет к снижению качества услуг и конкуренции. Если же регуляторы чрезмерно “отпустят” ситуацию, это может привести к монополизации цифровых рынков. Поэтому модели еx-ante и еx-post регулирования должны использоваться параллельно, учитывая интересы всех игроков» Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Бахыт Султанов
«Необходимо принимать меры для снижения комиссии и какого-то негативного последствия воздействия цифровых агрегаторов и платформ на рынок» Руководитель департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Алматы Нуржан Уранхаев
«Цифровые рынки — они глобально от других не отличаются, на наш взгляд. <…> Логичное, закономерное желание государства быть предсказуемым, понятным и сделать рынок стабильным для всех сторон — как раз сначала попробовать инструменты мягкого права» Начальник управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Елена Заева