Страны ЕАЭС должны работать над формированием общего образовательного пространства, в том числе над развитием сетевых образовательных программ. Это позволит решить проблемы с мобильностью студентов и преподавателей, а также взаимным признанием ученых степеней на евразийском пространстве. К такому мнению пришли эксперты, представители вузов стран ЕАЭС и федеральных министерств по итогам прошедшей в рамках Евразийского экономического форума сессии «Наука и образование без границ».
Формирование общего образовательного пространства и внедрение сетевых программ расширят возможности для сотрудничества стран — участниц ЕАЭС
«Если мы говорим о сетевых программах, то действует Евразийский сетевой университет. Это база, это инфраструктура, которая выстроена 23 вузами-участниками. <…> А сотрудничество нужно, потому что, если мы посмотрим на то, как развивается система образования в наших странах, то мы увидим ту самую пресловутую разновекторность», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский.
«Сетевые программы — это большая, уникальная возможность для студентов. Прежде всего, это межкультурные связи», — ректор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики Чинара Адамкулова.
«Международное сотрудничество вузов вбирает в себя новые сферы, развиваются и совершенствуются механизмы, появляются новые задачи и инструменты, но сохраняется преемственность приоритетов, принципов и целей. Формирование общего образовательного пространства рассматривается как условие расширения и углубления всех форм отношений между государствами ЕАЭС», — ректор Ереванского государственного университета Оганнес Оганнисян.
«Интеграция технического образования — это вопрос сегодняшнего дня, а интеграция в гуманитарных областях — это взаимодействие будущего», — ректор Белорусского государственного экономического университета Алексей Егоров.
Недостаточная академическая мобильность и сложности с интеграцией систем разных стран
«Нам на евразийском пространстве надо серьезно заняться вопросами как студенческой, так и преподавательской мобильности. Она есть, конечно, эта мобильность, но, думаю, что она абсолютно недостаточна и неравноценна. Здесь все мы недорабатываем», — ректор Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Анатолий Торкунов.
«Мы до сих пор не сумели унифицировать наши системы по подготовке кадров, <…> по признанию взаимных степеней и ученых званий», — проректор по учебной работе и интернационализации образования Белорусского государственного университета Константин Козадаев.
«Поскольку растет взаимозависимость экономики, рынков труда, растет и необходимость в специалистах, способных успешно работать на международном уровне, обладающих компетенциями, предоставляющими им конкурентное преимущество. Подготовить таких специалистов могут вузы, ориентированные на транснациональную модель образования», — ректор Ереванского государственного университета Оганнес Оганнисян.
Повышение качества образования на пространстве ЕАЭС путем международного сотрудничества
«Мы разными путями движемся к одной цели, которую можно определить как повышение качества образования на пространстве ЕАЭС. В этом смысле мы продолжаем поддерживать работу наших филиалов в государствах, входящих в ЕАЭС, филиалов российских вузов. Их довольно много», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский.
«Евразийская экономическая комиссия приветствует подписание соглашения о консорциуме в области евразийской интеграции между ведущими вузами государств — членов Евразийского союза, заключаемое на полях саммита. Убежден, что положительным импульсом станет создание совместной магистерской программы в расширении сотрудничества и направлении целевой подготовки высококвалифицированных кадров, что внесет существенный вклад в экономическое и научно-техническое развитие Евразийского экономического союза», — Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
«Армения стремится эффективно сотрудничать и взаимодействовать в самых различных отраслях со странами ЕАЭС. Мы верим, что обсуждаемый сегодня формат также будет направлен на укрепление и углубление этих отношений», — ректор Ереванского государственного университета Оганнес Оганнисян.
«В наших сетевых программах, может быть, нам надо подумать, чтобы разбить программу на модули таким образом, чтобы один модуль проходил в МГИМО, другой модуль — в Белоруссии, какой-то модуль — в Кыргызстане, какой-то модуль — в Армении. А в сумме, чтобы потом мы признали все те дисциплины, все блоки дисциплин, и в итоге могли бы выдать общий диплом нашего сетевого университета», — ректор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Кыргызской Республики Чинара Адамкулова.
Выстраивание национальной системы образования
«Мы понимаем, что потребности экономики изменяются, и, исходя из этого понимания, выстраиваем национальную систему высшего образования. Перестаем так стараться адаптироваться под принципы Болонского процесса и ставим своей приоритетной задачей подготовку специалистов, которые нужны сегодня на рынке труда. Основная идея создания национальной системы высшего образования в том, чтобы человек, студент, мог бы один раз получить базовое высшее образование и с этим базовым высшим образованием быть востребованным на рынке труда», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Константин Могилевский.