Экономика
29 июня 2022 г. 2:54

Акиматы непрозрачно расходуют социальные инвестиции добывающих компаний

29 июня 2022 года ОФ Zertteu Research Institute презентует обзор, сколько казахстанские добывающие компании выделяют денег на развитие регионов и на что направляются эти средства, передает kazpress.

Согласно закону о недрах, добывающая компания обязана инвестировать “в социально-инфраструктурное развитие региона”, в котором находится его предприятие. Так, по итогам 2019 и 2020 годов казахстанские недропользователи перечислили в местные бюджеты более 44 млрд тенге. Самые крупные нефтедобывающих компании «Тенгизшевройл» и NCOC не публикуют на сайте ЕГСУ информацию о своих социально-экономических проектах. Потому что эти компании реализуют их в виде спонсорской помощи, в рамках соглашений. Тогда как тексты соглашений и условия договоров не доступны для общественности. Но информацию о социальных инвестициях этих компаний можно найти на их сайтах.

Однако, в законодательстве нет нормы, регулирующей деятельность по обсуждению, согласованию решений по использованию социальных инвестиций с местным населением. То есть, участие местного сообщества в процессе обсуждения, реализации и отчетности социальных инвестиций не обеспечено законодательством.

Согласно данным портала ЕГСУ(Единой государственной системы управления недропользованием РК), социальные инвестиции помимо социально-инфраструктурных проектов направлялись на финансирование профессионального хоккейного клуба, празднование памятных дат и государственных праздников, таких, как Наурыз, 8 марта, финансирование партии и палаты предпринимателей и другие

Практически отсутствует практика прозрачности и подотчетности со стороны акиматов, как были социальные инвестиции реализованы и как учитывалось мнение населения.

Zertteu Research Institute считает необходимым законодательно закрепить требования о публикации всей информации о социальных инвестициях. Обычно сведения о социальных инвестициях публикуются, в основном, на сайте ЕГСУ. Однако, эти данные не полные и включают информацию лишь от тех компаний, кто согласился ее предоставить. Назрела необходимость разработать конкретные критерии открытости и механизмы их реализации. Также необходимо внести изменения в Кодекс о недропользовании, что решения по видам и формам финансирование социально-экономического развития региона должно осуществляться с участием представителей местного населения.

Проанализировав все данные, полученные из открытых источников, можно сделать нижеследующие заключения:

  1. Не все средства, выделенные добывающими компаниями, тратятся на цели, указанные в законодательстве. Некоторые проекты не являются социально-инфраструктурными, а другие реализуются не в том регионе, где компания занимается добычей.
  2. Местное сообщество не участвует в процессе планирования, реализации и отчетности СИП. Все решения принимаются местными исполнительными органами и добывающими компаниями.
  3. Инвестиции не охватывают все направления, указанные в законодательстве. Отсутствует информация о платежах на поддержку или развитие научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ и обучения казахстанских кадров.
  4. Часть инвестиций направлена на одноразовые, временные проекты, которые не решают вопросы социально-экономического, инфраструктурного развития регионов.
  5. В открытых источниках нет полной отчетной информации о реализованных проектах.