Агропромышленный комплекс, энергетика и деловой туризм обладают наибольшими перспективами для сотрудничества между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Индонезией, однако его развитию препятствует нехватка полноценной информации о возможностях для ведения бизнеса. К такому мнению пришли участники делового завтрака «ЕАЭС — Индонезия», который прошел в рамках второго Евразийского экономического форума.
Потенциал АПК в рамках сотрудничества ЕАЭС и Индонезии нуждается в поддержке
«Нам нужно поддерживать сотрудничество с Россией, с Белоруссией. Для этих двух стран Индонезия — важный импортер калийных удобрений. Это очень важная продукция для развития нашего сельского хозяйства. У нас большой спрос на эту продукцию. Нам нужно усиливать связи в этом направлении и сотрудничать дальше в области сельского хозяйства, в области поставки удобрений», — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезии в Российской Федерации и Республике Беларусь Хосе Антонио Морато Таварес.
«Мы можем развивать хорошее взаимодействие между Индонезией и Россией по линии бизнеса. <…> Сейчас нам необходим очень большой объем удобрений, потому что мы производим большое количество сельскохозяйственной продукции. Нам нужны калийные удобрения», — заместитель Министра по вопросам продовольствия и агропромышленного комплекса Координационного министерства по экономическим вопросам Республики Индонезии Мусдалифах Махмуд.
«Взаимодействие между городом Манадо и Россией возможно в сфере торговли, туризма и инфраструктуры, включая промышленность, сельское хозяйство и образование. <…> Наш регион также обладает большим потенциалом, для того чтобы развивать сельское хозяйство. <…> Мы производим сырое кокосовое масло, также мы производим сырье из кокосовой шелухи и оболочки. У нас есть заводы по производству пальмового масла, <…> различные производственные мощности по рыболовству, а также по производству специй, в том числе экзотических», — регент региона Манадо провинции Северный Сулавеси Республики Индонезии Андрей Ангоу.
«Наш бизнес заинтересован во взаимоотношениях с индонезийскими предпринимателями, в том числе с использованием наработок, которые есть в Индонезии, их материалов. Это как раз одна из задач, для того чтобы сформировать полную экономическую модель [сотрудничества. — Ред.] между российским и индонезийским бизнесом», — руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.
Нехватка информации о возможностях для взаимной торговли сдерживает развитие бизнес-проектов
«Возможно, самый важный вопрос — преодоление недостатка информации, который существует между нашими сторонами в отношении экономики и возможностей для взаимной торговли. <…> Сейчас есть недостаток информации о производителях из России, которые хотят продавать зерно по привлекательной цене для потребителей в Индонезии», — председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индонезии Московской Торгово-Промышленной палаты Александр Попов.
«Информационный разрыв, дефицит информации — это исключительно важная и сложная проблема. У нас есть потенциал, но мы очень часто не владеем информацией о том, что в реальности нужно нашим партнерам. <…> Очень многие, даже из стран, которые давно сотрудничают с Россией, с нашими партнерами из Казахстана, Киргизии, не всегда владеют информацией в полном объеме», — исполнительный секретарь Делового совета ЕАЭС, управляющий директор по международному сотрудничеству РСПП Сергей Михневич.
Бизнесу из стран ЕАЭС и Индонезии нужно создавать проекты в энергетике и переработке пластика
«Мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области энергетики. <…> Мы говорим о возобновляемой энергии, однако ближайшие десятилетия нам еще будет нужно ископаемое топливо. Поэтому <…> предлагаю Джакарте покупать российскую нефть. Нам нужно работать с Россией, вести переговоры по взаимно приемлемой цене, о которой мы можем договориться», — Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индонезии в Российской Федерации и Республике Беларусь Хосе Антонио Морато Таварес.
«Мы не только перерабатываем пластик, но и можем сделать из него что-то полезное <…> — дизель, например. <…> В развитии этой сферы мы тоже видим площадку для сотрудничества России и Индонезии», — председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Индонезии Московской Торгово-Промышленной палаты Александр Попов.
Стимул развитию сотрудничества даст деловой туризм
«Туристов из Индонезии стало больше. В первом квартале 2023 года количество путешественников, которые прибыли из Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличилось более чем в два раза. Этим летом у нас запланирована бизнес-миссия в Джакарту. <…> Деловой туризм — это тот фокус, на который мы сейчас должны ориентироваться», — заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Алина Арутюнова.
«В скором времени в рамках одной из миссий <…> 18 предпринимателей Москвы поедут в Индонезию, чтобы представлять свои проекты, искать сотрудничество и заключать сделки», — руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин.
«Мы видим, что евразийский [туристический. — Ред.] рынок большой. Мы хотим расширяться. <…> Нужно, чтобы были прямые перелеты из других стран на острова, чтобы можно было воспользоваться туристическими направлениями и бизнес-возможностями в других регионах», — директор Исполнительного агентства Администрации Лабуан Баджо — Флорес Шана Фатина.
«Мы в прошлом году заложили "Дом Индонезии" в "Этномире" [этнографический парк-музей у деревни Петрово Боровского района Калужской области. — Ред.], получаем все согласования, скоро начнем строить. Ждем наших будущих бизнес-партнеров. <…> Мы хотим сделать так, чтобы не только государственный, но и частный бизнес зарабатывал там деньги», — президент Международного благотворительного общественного фонда «Диалог культур — единый мир» Руслан Байрамов.