Экономика
28 октября 2022 г. 5:54

Экономист назвал положительные последствия санкций для экономики Казахстана

Действительно для Казахстана, чья экономика во многом определяется конъюнктурой рынка энергоносителей, влияние антироссийских санкций оказалось достаточно позитивным. Рынок нефти до сих пор, несмотря на угрозу глобальной рецессии удерживается в очень комфортной для Казахстана премиальной зоне, которая образовалась в 2022 году на фоне резкой эскалации отношений России с Западом, передает kazpress.

Если бы этой эскалации не было, то вместо среднегодовой цены в $95,00 за баррель Brent, мы бы сейчас имели цену в $75,00, то есть нефтяные доходы Казахстана в таком случае могли быть примерно на 20% меньше. Излишне говорить, что помимо очевидного для этой ситуации более быстрого скатывания экономики РК в циклический кризис, который уже широкого шагает по миру, более низкие нефтяные цены привели бы и сокращению возможностей государства по финансированию социальных расходов, особенно учитывая и без того высокий дефицит республиканского бюджета. 

С момента начала "специальной операции России в Украине" мы действительно наблюдаем увеличение количества действующих иностранных компаний в Казахстане примерно на 10-12%. Наибольшую активность в регистрации юридический лиц и филиалов юридических лиц в Казахстане демонстрируют граждане России, Беларуси и Узбекистана. 

Заинтересованность в Казахстане, как организационном бизнес-хабе демонстрирует и динамика притока капитала в РК. С 2019 года он был отрицательным, а в четвертом квартале 2021 года вышел в небольшой плюс ($125 млн.), после чего в первом квартале 2022 года подскочил до $4 млрд. 

Очевидно, что этот всплеск является прямым следствием конфронтации и санкций, России и Беларуси с Запада, так что нельзя считать его постоянным. Если конфликт в Украине приведет к санкционной разрядке, то бизнес может уйти обратно. Так что в интересах РК показать пришедшим компаниям, что Казахстан является более интересной и комфортной площадкой для развития.

Что касается релокации из России в Казахстан транснациональных компаний (ТНК), то тут все гораздо сложнее, потому что они привыкли смотреть на ситуацию более стратегически, принимая решения со значительным временным лагом или после того, когда будущие условия становятся понятными.

Пока что мы видим единичные кейсы реальной релокации (пример американская нефтесервисная компания Honeywell) и достаточно большое количество ТНК, которые выразили такую готовность. По сообщениям МИД Казахстана около 43 крупных иностранных компаний сообщили о подобной возможности. Но опять же итоговые решения будут зависеть от развития ситуации вокруг Украины. 

Очень серьезное позитивное воздействие западные санкции против России и Беларуси оказали и на сектор перевозок РК. Количество заявок на автомобильные и ж/д грузоперевозки в 2022 году выросло в несколько раз, особенно мощным оказался прирост по направлениям России и Беларуси на 130% и 150% в сравнении с 2021 годом соответственно. Единственной значительной проблемой здесь стал дефицит самого автомобильного и подвижного ж/д транспорта, если бы такого ограничения не было, то прирост мог быть еще большим.

Финансовый сектор Казахстана один из первых ощутил на себе позитивные последствия геополитических событий 2022 года. Точных оценок тут нет, это вполне понятно, никто не хочет увеличивать вероятность вторичных санкций, так что оценки можно делать лишь по косвенным фактам.

Например объем избыточных наличных рублей, который образовался в первой половине 2022 года достигал 35-40 млрд. рублей. Естественно объем безналичных операций должен был быть в разы больше, значит казахстанские БВУ должны были получить очень хорошие комиссии за обслуживание экстренной релокации части российского капитала. И это не считая доходов от «карточного нашествия», из-за которого банкам РК даже пришлось даже вводить неестественные ограничительные требования на выдачу банковских карт.

С влиянием антироссийский санкций Запада на контейнерный транзит из Китая и в Китай несколько сложнее.

С влиянием антироссийский санкций Запада на контейнерный транзит из Китая и в Китай несколько сложнее. В России этот способ транспортировки по итогам 2022 года может просесть на 25-30%, что казалось бы должно очень позитивно сказываться на перевозчиках РК. Однако, из-за логистических ограничений, а также из-за продолжительных антиковидных локдаунов в Китае и Казахстан в 2022 году, вероятно не сможет выполнить плановых значений по контейнерному транзиту. Еще в августе о неутешительных результатах отчитывался министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев.

Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio