Экономика
5 июня 2023 г. 3:50

Этика и регулирование искусственного интеллекта: вызовы и перспективы в ЕАЭС

«К сожалению, в праве мы сильно далеко не продвинулись, но это объясняется тем, что такую работу необходимо делать сообща. На уровне ЕАЭС, на уровне приоритетных задач я бы выделила следующие… создание базового законодательства в сфере искусственного интеллекта, где этические вопросы и правовые вопросы должны перекликаться», — доктор юридических наук, профессор, директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), генеральный директор АНО «Платформа ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко.

«К сожалению, в праве мы сильно далеко не продвинулись, но это объясняется тем, что такую работу необходимо делать сообща. На уровне ЕАЭС, на уровне приоритетных задач я бы выделила следующие… создание базового законодательства в сфере искусственного интеллекта, где этические вопросы и правовые вопросы должны перекликаться», — доктор юридических наук, профессор, директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России), генеральный директор АНО «Платформа ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко.

«Мы должны отрегулировать применение этих данных. Какую ответственность и кто будет нести, если неправильно будут использованы данные или если будет нарушена определенная этика искусственного интеллекта. Также нам нужно отрегулировать авторские права. И очень важно — этика использования искусственного интеллекта», — заместитель Министра цифрового развития Кыргызской Республики Индира Шаршенова.

«Если проводить аналогии, то мы сейчас находимся в той же ситуации, в которой находились национальные правительства, когда первые шаги человечество делало в космосе, и продуктом этого стал комитет внутри ООН по мирному использованию космоса, а также основные протоколы, которые до сих пор действуют. <…> Нам, быть может, придется что-то подобное придумать про искусственный интеллект», — заместитель Министра высокотехнологической промышленности Республики Армения Авет Погосян.

«Рассуждая о регулировании и этике, важно понимать, что тут требуется сбалансированный подход. С одной стороны, регулирование необходимо для предотвращения нанесения вреда человечеству. С другой стороны, мы не должны перерегулировать искусственный интеллект, чтобы не допустить остановку его развития», — директор Научно-исследовательского института по развитию цифровых технологий и искусственного интеллекта Республики Узбекистан Азиз Атабеков.

Отсутствие системы регулирования и ответственности за неэтичное использование искусственного интеллекта

«Есть проблема, которая должна решаться на законодательном уровне, на уровне правительств, — это использование открытых данных. Иногда использование открытых данных приводит к негативным последствиям», — генеральный директор Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси Сергей Кругликов.

«Всякую технологию можно использовать как в хороших целях, так и в плохих. Все регуляторные технологии, которые сейчас весь мир пытается создать, направлены на благо человечества», — заместитель Министра цифрового развития Кыргызской Республики Индира Шаршенова.

«В первую очередь в приоритете — не нарушать конституционные права человека. Также мы должны обратить внимание на прозрачность алгоритма», — директор департамента цифровой трансформации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Назгуль Бажаева.

Отсутствие четкой роли государства в регулировании искусственного интеллекта

«Некоторые существующие законодательные элементы уже регулируют в той или иной степени это поле. Например, защита персональных данных в определенной степени регулирует это, а также есть закон об авторском праве… Я думаю, не надо спешить на законодательном уровне предпринимать в ближайшие год-два какие-то шаги, а надо понаблюдать, в каком направлении все идет», — заместитель Министра высокотехнологической промышленности Республики Армения Авет Погосян.

«Государство, по крайней мере пока, не должно сильно вмешиваться в правовое регулирование. Потому что это может затормозить бизнес, а бизнес должен самостоятельно развиваться», — директор департамента цифровой трансформации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Назгуль Бажаева.

Создание цифрового кодекса и иных правовых актов, аккуратно регулирующих искусственный интеллект в странах ЕАЭС

«Кыргызская Республика на текущий момент хочет разработать и внедрить цифровой кодекс, это регулирование цифрового мира в целом. <…> В кодексе мы закладываем рамочные требования, общее понимание и подзаконные акты. Мы хотим максимально эффективно отрегулировать этот момент», — заместитель Министра цифрового развития Кыргызской Республики Индира Шаршенова.

«Основная задача — создать безбарьерную систему развития технологий искусственного интеллекта, но при этом максимально гарантирующую защиту прав и свобод граждан… <…> В России принят национальный кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, создана национальная комиссия по этике в сфере искусственного интеллекта», — управляющий директор — начальник центра регулирования AI ПАО Сбербанк Андрей Незнамов.

 «У нас уже есть проект цифрового кодекса в Казахстане. Сейчас идет совместная работа с госорганами, ассоциациями. Мы сейчас ведем дискуссию, как правильно все это оформить. У нас идет кодификация всех законодательных норм, которые касаются именно цифровизации, трансформации, электронной цифровой подписи», — директор департамента цифровой трансформации Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Назгуль Бажаева. 

«Именно разработка модельного закона об искусственном интеллекте является формированием системы правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта. <…> Это, во-первых, создание благоприятных правовых и организационных условий для развития технологий искусственного интеллекта… Во-вторых, это формирование единого рынка законных, безопасных и заслуживающих доверия приложений искусственного интеллекта, что немаловажно», — генеральный директор Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси Сергей Кругликов.

«В Узбекистане также предприняты первые шаги по регулированию технологий искусственного интеллекта. Был создан специальный правовой режим, так называемая регулятивная песочница. В рамках “песочницы” отработано несколько пилотных проектов. <…> Преимуществом регулятивной песочницы является упрощенный доступ к данным, в том числе к государственным данным», — директор Научно-исследовательского института по развитию цифровых технологий и искусственного интеллекта Республики Узбекистан Азиз Атабеков.