Экономика
11 июля 2022 г. 5:50

Финансовая инклюзивность: как телеком делает доступным финуслуги для всех

Доступность финансовых услуг определяется как наличие и равенство возможностей доступа к финансовым услугам. Это относится к процессу, с помощью которого отдельные лица и предприятия могут получить доступ к соответствующим, доступным и своевременным финансовым продуктам и услугам.

Доступ к финансовым услугам — это способ предоставления банковских и финансовых услуг физическим лицам, предоставляя им основные финансовые услуги независимо от их места проживания, дохода или сбережений.

Говоря о финансовой инклюзивности и доступности в Казахстане следует особо отметить роль мобильных операторов, которые создают инфраструктуру в поселках, включая самые отдаленные. Говоря о финансовой инклюзивности, доступности к получению финансовых услуг только в разрезе городского населения в корне не верно. Банки устанавливают банкоматы и отделения в районных центрах, но покрыть все поселки не представляется возможным. Финансовая инклюзивность включает в себя доступ к финансовым услугам и инструментам из любой точки, и в этом направлении роль мобильных операторов неоспорима.

Бюро нацстатистики привело данные о населении Казахстана и в разрезе процентного соотношения между городскими и сельскими жителями. Так, на 1 декабря 2021 года в Казахстане проживают 19,1 млн человек, из них доля городского населения составляет 59,3%, доля сельского населения - 40,7%.

Благодаря реализации программы 250+, главной целью которого является искоренение цифрового неравенства между городом и селом, Kcell за 2020-2021 года связью и интернетом были обеспечены 764 поселка по всей стране. В 2020 году интернетом и связью было покрыто 519 сельских населенных пунктов – 329 поселков согласно лицензионным обстоятельствам и 190 поселков сверх обязательств, среди которых в 60 поселках прошла модернизация оборудования по технологии LTE. В 2021 году интернетом и связью были обеспечены 245 поселков по всему Казахстану, из них 141 поселок сверх лицензионных обязательств.

Итого за 2 года активной работы более 800 000 сельчан получили доступ к сети с помощью технологии 3G и более 249 000 человек с помощью технологии 3G/4G.

То есть, более миллиона сельчан уже сейчас имеют доступ к существующим на рынке финансовым сервисам и могут не выезжая в районные центры наравне с жителями города открывать счета в банках, переводить деньги, получать пособия и пенсии, оплачивать кредиты и вести бизнес.

Работа по 250+ активно продолжается, до конца 2022 года Kcell планирует обеспечить еще 360 сел связью и МШПД.

Кроме того, Kcell запустил мобильные финансовые сервисы OGO Finance. Полноценный необанк, внедренный в суперприложение оператора состоит из цифровой кобрендовой платежной карты OGO Card, системы банковского вклада OGO Deposit и беззалогового займа OGO Credit. 

Абоненты Kcell с помощью мобильного приложения получили возможность мгновенного открытия полноценной дебетовой мультивалютной карты в онлайн-режиме, возможность бесплатного пополнения карты с баланса мобильного телефона, а также участия в программе лояльности OGO Bonus с вознаграждением за безналичные платежи до 10% от суммы покупок.