Меры по дальнейшему развитию отрасли машиностроения рассмотрены на заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, передает DKNews.kz.
Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, на сегодняшний день доля машиностроения в структуре экономики Казахстана занимает 1,5%, а в обрабатывающей промышленности – 13%. В отрасли в настоящее время действует порядка 3,8 тыс. предприятий, число занятых составляет более 118 тыс. человек.
В целом машиностроение является одной из самых динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности: если за последние 5 лет средний темп роста обрабатывающей промышленности составлял 4,5%, то машиностроение показало рост в 17,6%.
По словам министра, в рамках дальнейшего укрепления отрасли большой акцент уделяется новым проектам. Так, до 2028 года запланирована реализация 151 проекта на 1,7 трлн тенге с созданием более 24 тыс. новых рабочих мест. Среди них предприятия в сферах железнодорожного, сельскохозяйственного, электротехнического, нефтегазового, горнометаллургического машиностроения, а также автомобилестроения. В частности, в 2023 году ожидается запуск 29 проектов на 217 млрд тенге с созданием 3,5 тыс. рабочих мест.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев доложил, что в целях увеличения доли казахстанского содержания в товарах на крупных нефтегазовых проектах был создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения. В рамках его работы определено 7 товарных групп востребованной продукции на сумму порядка $400 млн, которую в перспективе смогут поставлять отечественные производители (заводы). Для этого на крупных нефтегазовых проектах внедрены механизмы поддержки местных товаропроизводителей, среди которых «Ранний тендер», «Пробный заказ» и «Контракт в обмен на инвестиции».
На заседании также выступил заместитель председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Ерканат Маканов.
Премьер-Министр подчеркнул, что за прошедшие 5 лет доля машиностроительной отрасли в экономике Казахстана увеличилась в 1,5 раза, а объем производства вырос в 3 раза и превысил 3 трлн тенге. Только за прошлый год в отрасль было привлечено свыше $470 млн иностранных инвестиций. Вместе с тем имеется большой потенциал для ее дальнейшего развития.
«Имеются значительные возможности для экспорта нашей продукции. К примеру, общий объем импорта машиностроительной продукции стран Евразийского экономического союза за 2021 год составил $141 млрд. Мы можем увеличить свою долю на этом рынке» Алихан Смаилов
Как отметил глава Правительства, актуальным вопросом является высокий уровень износа оборудования. В среднем данный показатель в машиностроении составляет порядка 40%. Состояние основных фондов требует значительной модернизации и реконструкции.
В этой связи Алихан Смаилов отметил необходимость обеспечить доступное финансирование, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. В том числе по линии Фонда развития промышленности.
По мнению Премьер-Министра, большой потенциал развития имеется и в нефтегазовом машиностроении. Сейчас объем производства в этом секторе составляет порядка $160 млн. В то же время объем импорта превышает $1,6 млрд.
«Разница, как видим, десятикратная. Ее нужно сокращать. Для содействия в создании новых отечественных производств в 2020 году совместно с крупными недропользователями был открыт Международный центр нефтегазового машиностроения. С учетом имеющегося потенциала и высокой заинтересованности местных производителей работу в этом направлении необходимо активизировать» Алихан Смаилов
Глава Правительства также остановился на сельскохозяйственном машиностроении. По его словам, в настоящий момент износ парка сельхозтехники страны составляет порядка 76%. За прошлый год отечественными предприятиями было произведено свыше 15 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Однако этого недостаточно.
«Аграриям нужна новая техника! Поэтому темпы производства необходимо наращивать. Для этого у нас есть все необходимые инструменты и возможности» Алихан Смаилов
Вместе с тем была обозначена важность развития промышленной кооперации. Сегодня в республике успешно работают совместные предприятия с такими крупными мировыми лидерами машиностроения, как General Motors, Alstom, General Electric, Daewoo Bus, Hyundai и др.
Ярким примером промышленной кооперации является запущенный в 2020 году завод по производству техники и автобусов в городе Сарани Карагандинской области. Его мощность – 1 200 транспортных средств в год. В предприятие инвестировано 11,9 млрд тенге, а на его площадке после выхода на полную мощность будет трудиться порядка 1000 человек.
«Эту работу надо продолжать» Алихан Смаилов
Он напомнил, что для дальнейшего развития машиностроительной отрасли по поручению Главы государства ведется разработка соответствующего пятилетнего Комплексного плана. Его реализация позволит повысить производство в сфере машиностроения более чем в 2 раза, увеличить объем экспорта почти в 3 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,5 раза, а также удвоить производительность труда.
«Благодаря поддержке государства отечественные предприятия смогут внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны путем создания постоянных рабочих мест, открытия новых и модернизации действующих производств» Алихан Смаилов
В заключение глава Правительства поручил в кратчайшие сроки согласовать Комплексный план развития машиностроения, повысить эффективность Международного центра нефтегазового машиностроения, а также проработать вопрос снижения ставки инвестиционного субсидирования с 25% до 15% на импортную сельхозтехнику, аналоги которой производятся в Казахстане.