Экономика
27 апреля 2023 г. 15:48

Казахстанский бюджет не может достичь целей по налоговым поступлениям

Темп роста налоговых поступлений упал в 5 раз.

Аналитический центр АФК представляет вашему вниманию обзор консолидированного бюджета РК за первый квартал 2023 года.

Ключевые тенденции периода

  • Темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет (КБ) заметно снизились. Так, если в первом квартале прошлого года рост показателя составил 100%, то в текущем он замедлился до 21%.
  • Отметим, за январь — март 2023 г. было собрано 5,7 трлн налогов, в сравнении с показателями в 4,7 и 2,4 трлн тенге в аналогичных периодах 2022 и 2021 годах, соответственно.
  • Указанное замедление происходило на фоне высокой базы прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).
  • Таким образом, за первый квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 23,0%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 30,9%.
  • В то же время расходы КБ выросли на 18% или 0,9 трлн – до 5,9 трлн, превышая доходную часть на 3% или 0,2 трлн.
  • Наиболее сильно выросли затраты на сферу образования (+387 млрд), соцпомощь и соцобеспечение (+211 млрд) и обслуживание госдолга (+154 млрд), на которые приходятся 83% от совокупного прироста расходов.
  • Для финансирования дефицита бюджета (0,2 трлн), покрытия отрицательных остатков бюджетных средств (0,7 трлн) и погашения займов (0,3 трлн) было привлечено новых займов на 1,2 трлн при годовом плане привлечений 5,8 трлн (+1,6 трлн). Таким образом, годовой план исполнен на 20,5%.
  • В то же время объём трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 981 млрд. Напомним, на фоне приостановки действия бюджетного правила объём изъятий из НФ в т.г. увеличен до 4,0 трлн (гарантированный – 2,2 и целевой – 1,8). Трансферты сохраняются выше 4 трлн четвёртый год подряд и серьёзно затрудняют цели по доведению его активов до $100 млрд к 2029 г.

В первом квартале текущего года наблюдается пятикратное замедление темпов роста налоговых поступлений в КБ на фоне высокой базой прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).

На этом фоне исполнение годового плана по налоговым сборам снизилось до 23,0%, против показателя в аналогичном периоде прошлого года – 30,9%. При этом суммарный объём поступлений в КБ, по актуальному ПСЭР на 23-27 гг., вырастет до 28,3 трлн тенге с показателя в 22,6 трлн тенге в 2022 году (+25%).

Среди потенциальных рисков исполнения указанного прогноза отметим более низкие цены на нефть (средняя цена с н. г. 82,6, но в бюджет заложена – 85 долл. за бар.), необходимость соблюдения сделки ОПЕК+ (с мая добыча в стране должна сократиться на 78 тыс. б/с) и дальнейшее сокращение спроса на сырье ввиду рецессии мировой экономики.

С другой стороны, рост ставок НДПИ на горнорудный сектор, меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики могут способствовать перевыполнению этого плана. Отметим, на фоне реализации Комплексного плана по противодействию теневой экономики (исполнено 70% из 64 мероприятий) за последние 3 года доля теневой экономики снизилась с 27% до 19,8% к ВВП, что обеспечило 2 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.

Вместе с тем неисполнение бюджетного правила в первый год его существования ставит под сомнение возможности по улучшению фискальной дисциплины в последующие годы, доведение активов Нацфонда до целевого показателя в 100 млрд долларов к 2029 году (изъятие сохраняется высоким 4 год подряд), одновременно увеличивая денежную массу и инфляционное давление в экономике.