Нарушений в 2021 году установлено на 27% меньше, чем в предыдущем году.
За отчетный период неэффективно использованы и не освоены средства на общую сумму 413 млрд тенге, в том числе:
- финансовые нарушения – 79 млрд тенге, из них 85% - по бухучету;
- неэффективное планирование и использование – 202 млрд тенге;
- возврат средств в республиканский бюджет составил 17 млрд тенге;
- остатки на контрольных счетах наличности – 47 млрд тенге.
За последние три года Счетным комитетом в правоохранительные органы передан 121 материал, из них 56 - в прошлом году.
На сегодняшний день в производстве находятся 32 материала, передано в суд только 3 дела. Насколько нам известно, сейчас по многим материалам расследование возобновляется.
Надо признать, что по большинству аудитов Правительством проводится работа по устранению выявленных нарушений. Многое достигнуто.
При этом считаем важным обозначить ряд системных проблем, решение которых позволит повысить эффективность расходования государственных ресурсов.
Первое. Мы живем не по средствам.
В 2021 году обеспеченность расходов республиканского бюджета (16,3 трлн тенге) чистыми доходами (не считая гарантированный и целевой трансферты из Нацфонда и поступления займов) составила 50%. Это и есть наши реальные возможности без учета сырьевого сектора.
Несмотря на ограниченные возможности бюджета, в 2021 году мы начали более 1 100 новых проектов. Большая часть инвестиционных проектов (90%) реализовалась за счет средств Национального фонда. При этом в прошлом году не завершено по плану 64 проекта.
Следует отметить, что расходование средств Национального фонда, во-первых, не соответствует утвержденной Концепции, во-вторых, противоречит прогнозам развития мировой экономики.
По информации Всемирного банка темпы роста мировой экономики резко упадут с 5,7% в 2021 году до 2,9% в 2022 году. Плюс другие внешние негативные факторы, которые, очевидно, скажутся и на нашей экономике. Причем не лучшим образом. Мы должны быть к этому готовы.
В этом году нас спасает высокая цена на нефть.
Однако, больше половины средств, выделенных из Нацфонда, мы направляем на текущие мероприятия!
И сейчас при формировании республиканского бюджета на будущий год, похоже, происходит тоже самое.
Простая логика подсказывает, что должен быть полностью сформирован текущий бюджет. И только после этого, из того, что осталось формироваться бюджет развития.
Рассчитываем, что Минфин будет придерживаться этой позиции. Чтобы в середине финансового года не ставить ребром вопрос о выделении средств из Национального фонда.
На наш взгляд, Президент дал очень конкретную установку по этому вопросу. «Республиканский бюджет не должен опираться на использование средств Нацфонда. Следует постепенно сокращать трансферты».
Несколько лет мы говорим о тенденции роста госдолга. И что же? В 2021 году привлечено внешних займов на 1,1 трлн тенге. Это в 4 раза больше, чем в 2020 году (297 млрд тенге).
Второе. Есть резервы в совершенствовании налогового и таможенного администрирования, главный из которых - расширение налогооблагаемой базы – легализация теневой экономики.
До пандемии по данным Бюро национальной статистики эта цифра не многим превышала 20%.
Сейчас мы считаем, что она возвращается близко к 30%, учитывая, оживление экономики, которое происходит, и те потери, который понес бизнес в период пандемии.
Третье. Межбюджетные отношения.
Как ни парадоксально, но здесь практически ничего не изменилось.
За последние 5 лет (2017-2021 годы) изъятия в регионах-донорах составили 1,6 трлн тенге. При этом объем целевых трансфертов им же на 500 млрд тенге превысил изъятия и составил 2,1 трлн тенге (на 30% больше).
Новая Методика определения трансфертов общего характера, принятая Министерством национальной экономики в прошлом году, не работает. Регионам - донорам устанавливают больше изъятий, но дают еще больше трансфертов. То есть обходят данную Методику.В результате, ситуация не изменилась.
В текущем году при плане изъятий в сумме 490 млрд тенге, в регионы-доноры планируется направить 712 млрд тенге целевых трансфертов (на 45% больше). То есть для дотационных регионов ситуация не изменилась, а даже ухудшилась.
Хотелось бы, чтобы Правительство придерживалось выработанных и объявленных подходов.
Четвертое. В 2021 году проведена трансформация системы госпланирования. Мы очень рассчитывали, что это позволит не распылять государственные ресурсы и сосредоточиться на решении главных задач в каждой отрасли. Были приняты национальные проекты. Но, по сути, мало что изменилось. Большинство из них просто подменили собой государственные программы.
Главенства результата над процессом не появилось. Финансирование – лишь 57% от потребности. Из-за того, что не смогли четко определить приоритеты в рамках тех средств, которые есть. Нет финансирования в необходимых объемах, значит и за результат спросить не можем! Как говорится «Утром деньги – вечером стулья».
Пятое. Строительство дорог и инфраструктуры не дает мультипликативного эффекта без развития обрабатывающей промышленности.
Ее доля в ВВП за последние 10 лет выросла лишь с 11% до 13,3%.
Хотя в качестве господдержки были выделены значительные ресурсы, предоставлены сотни миллиардов налоговых льгот и инвестиционных преференций.
Наверное, в этих условиях главная задача – удержать цены на продукты питания и увеличить их собственный выпуск!
Вместе с этим, нет ожидаемой отдачи от политики импортозамещения. Отечественные товаропроизводители не смогли восполнить потребности Казахстана даже в базовых продовольственных товарах. А мы - страна с высоким аграрным потенциалом. Ситуация такова, что где-то выгоднее вывозить сырье, чем развивать переработку.
В итоге импортируем продукты питания, в том числе и из нашего сырья.
Как результат, почти 50% в потребительских расходах населения занимают продукты питания. Да и самочувствие населения не соответствует четырем процентам роста ВВП из-за высокой инфляции.
Здесь должна была сработать программа «Экономика простых вещей». Однако, фактически только половина средств направлена на пищевую и легкую промышленность. Остальное на гостиницы, частные школы, стоматологии, услуги. Что даже с натяжкой трудно отнести к производству товаров народного потребления.
Шестое. Прошло больше года после аудита эффективности деятельности специальных экономических зон.
Я этот вопрос включила, поскольку он активно обсуждался на рабочих группах и заседаниях комитетов.
Более 100 поручений, данных акиматам и управляющим компаниям, практически все выполнены.
Четыре рекомендации Правительству, в том числе по рассмотрению целесообразности дальнейшего функционирования ряда специальных экономических зон и внесению изменений в Земельный Кодекс в части установления ограничения на передачу в залог земельных участков, полученных участниками СЭЗ, находятся в работе.
Конечно, показатели деятельности СЭЗ значительно не улучшились. Выпуск ими продукции в ВВП по-прежнему занимает всего 1,5 %, а доля в экспорте совсем незначительна 0,2%. Но работа профильным Министерством ведется, и надо сказать комплексная работа.
Поскольку решение многих проблем связано с принятием изменений в законодательство, мы продлили сроки исполнения. И в декабре текущего года мы будем иметь итоговую информацию.
Я думаю, Правительство подготовит необходимый пакет документов и внесет на рассмотрение на осенней сессии Парламента.
И последнее. О повышении эффективности квазигоссектора.
Медленными темпами, но участие государства в экономике сокращается. К сожалению, качественно – только за счет госпредприятий.
Есть вопросы к приватизации таких объектов. Ниже рыночной стоимости продано почти 40% объектов в общей сложности дешевле на 23,5 млрд тенге.
Все также высоки объемы финансирования квазигоссектора из республиканского бюджета – 722 млрд тенге. Наверное, уже пора проявить в этих вопросах самостоятельность. Государство ждет прибыли и развития. По факту убытки 203 млрд тенге, 93% из них приходится на акционерные общества – организации, которые должны приносить прибыль и призваны генерировать доходы.
И это при том, что для них до сих пор сохраняются зачастую привилегированные условия. Размещается госзадание, обеспечивается льготное кредитование, делаются целевые вклады и перечисления.
Дивиденды незначительны. 16% от чистого дохода при поручении Главы государства в 70%. Недополучено порядка 500 млрд тенге.
Это важные, на наш взгляд, проблемы, которые требуют решения.
В завершении своего выступления хотелось бы отметить, что вместе с депутатами Парламента и Правительством мы продолжим работу по повышению эффективности использования государственных ресурсов.
Наталья Годунова, Председатель Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета