Модели зеленой таксономии, регламентирующие направления экологической деятельности России и Казахстана, актуальны для применения в других государствах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), опыт двух стран планируется применить на территории ЕАЭС. В числе приоритетных задач — консолидация государств — членов союза для выработки общей политики, законодательной базы в климатическом и экологическом регулировании, к такому выводу пришли эксперты, представители федеральных ведомств и общественных организаций государств на сессии «Климатическая повестка ЕАЭС — новые тренды и практические решения», состоявшейся в рамках Евразийского экономического форума.
Опыт России и Казахстана по зеленой таксономии будет распространен в странах — участницах ЕАЭС
«Про зеленую таксономию. По факту она есть у двух стран — участниц союза — России и Казахстана. На ее основе предлагается сделать общую [модель. — Ред.]», — генеральный директор Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей Шаронов.
«Мы видели много проектов, которые сокращают выбросы углекислого газа. Но если обсуждать эти проекты с держателями широко используемых в мире методологий, <…> то они скажут: "Нет, конечно, это не зеленые [технологии. — Ред.], вы утилизируете попутный газ. Хорошо, что вы это делаете, но вы добываете углеводороды, мы это зеленым не признаем". Поэтому мы считаем, что для достижения целей по декарбонизации нашей экономики такие проекты нуждаются в поддержке и внимании рынка. Мы их тоже включили в национальную таксономию, но выделили в главу "Адаптационная таксономия". <…> Обсуждали [это. — Ред.] <…> на Азиатско-Тихоокеанской экономической и социальной комиссии с представителями стран АТР, этот подход нашел очень большой отклик. <…> Потенциал модели таксономии для жизни ЕАЭС: <…> мы видим, что структура экономики у стран достаточно близка, <…> особенности и потенциалы для сокращения выбросов, невозможность обойтись исключительно ВИЭ [Возобновляемыми источниками энергии. — Ред.], кажется, являются нашими общими характеристиками. Соответственно, наш документ будет актуален для всех. <…> Мы взяли за основу то, что разработано в России и Казахстане», — первый заместитель председателя ВЭБ.РФ — член правления ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.
Несогласованность законодательной базы и политики государств — участников ЕАЭС при климатическом регулировании
«В ходе реализации дорожной карты был проведен анализ национального законодательства стран ЕАЭС по регулированию в климатической сфере, нацеленный, в том числе, на недопущение возникновения барьеров во взаимной торговле. В целях исключения таких барьеров наиболее предпочтительным видится возможность общего рынка углеродных единиц. Для этого необходимо выработать и внедрить общее регулирование по инфраструктурным вопросам, а кроме того – выровнять напряженность отраслевых планов декарбонизации, без чего невозможно добиться целевой стоимости углеродной единицы и реального рынка», – член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.
«Нам нужна совместная работа, представление общей переговорной позиции на полях. <…> Надо консолидироваться с коллегами из ЕАЭС, формировать нашу общую позицию», — Первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов.
«В 2021 году государства — члены союза заявили о намерении включить климатическую повестку в число приоритетных вопросов. К 2022 году была сформирована дорожная карта. Государства предпринимают индивидуальные меры, для того чтобы быть в процессе глобальных тенденций, которые происходят в области климатического регулирования экономических процессов. Возникает серьезный вызов для союза, связанный с согласованием и гармонизацией политик, которые союз как единое экономическое и политическое образование должен принимать в этом направлении», — генеральный директор Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития Андрей Шаронов.
Выработка единых подходов, применение наиболее успешных кейсов на территории государств — членов союза
«Существует ряд довольно недорогих вариантов уменьшения выбросов. <…> Предлагаю вам присоединиться к глобальной инициативе по уменьшению выбросов метана к 2030 году. Далее — диверсификация, возобновляемые источники энергии — у вас в регионах достаточно ветровой и солнечной энергии. <…> Мы готовы работать вместе с вами, достичь нового уровня сотрудничества, для того чтобы достичь более амбициозных целей», — исполнительный секретарь секретариата Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата Саймон Стил.
«Мы готовы обсудить вопросы создания Евразийского центра климатических компетенций. <…> Нам необходимо создание Евразийского фонда устойчивого финансирования. <…> Еще звучала идея создание Евразийской школы ESG-трансформации — это подготовка компаний к энергопереходу», — председатель Национального ESG клуба Республики Казахстан Айдар Казыбаев.
«Должен платить не только производитель, но и потребитель, который формирует этот спрос. Мне кажется, что для нашего государства это тоже важная история, здесь можно консолидировать свои взгляды», — первый вице-президент акционерного общества «Газпромбанк» Екатерина Салугина-Сороковая.