Общество
4 декабря 2022 г. 15:20

Эксперт объяснила, почему произошло ЧП в Экибастузе

Эксперт в области электроэнергетики, общественный деятель и блогер Гульбану Абенова написала на своей странице в Facebook пост, в котором подробно расписала ситуацию с аварией на теплосети в Экибастузе.

"Про аварию теплосети в Экибастузе написали практически все. Вчерашние вирусологи вдруг резко начали разбираться в тепловой энергии. Аж неудобно стало от того, что я проработав почти восемь лет в сфере электроэнергетики и написав километры пресс-релизов, возглавляя пресс-службу нацкомпании, ничего не пишу про Экибастуз. Все меня спрашивают, почему не пишу про аварию на ТЭЦ, я лишь пожимаю плечом, читаю пока, и поправляя их, что не на ТЭЦ же была авария, а повреждение теплосети, что повлекло остановку ТЭЦ.
Но никому до этих тонкостей нет дела. Клебанова все заклевали. Олигарх же, разбогател на этой ТЭЦ, и как снежный ком поднимается волна возмущения в соцсети, мы же не любим богатых, кто разбогател за тридцать лет независимости. С удивлением наблюдала со стороны как раскачивают тепловую лодку, так будто разжигая социальную рознь. Много разных мнений, в том числе диверсия, запланированная акция, увидев у известного блогера жуткие кадры «ТЭЦ Экибастуза сегодня», вообще в сильную тревогу впала. А потом выяснилось, что это было фейковое видео, демонтированный полвека назад цех. Значит это кому-то нужно социальное напряжение создать?
Поэтому я ничего и не писала, не владея достоверной информацией и хотелось дождаться окончания расследования этой аварии и узнать мнение специалистов, экспертов по этой теме. И вот, наконец, они начали что-то комментировать. И исходя из их мнений на данную ситуацию, попытаюсь написать, что это было и почему это произошло", - написала Абенова.
 
Общая протяженность тепловых сетей составляет 12 300 км, из них магистральных – 30%.
Сегодня в Казахстане функционирует 37 ТЭЦ различной форм собственности. Из них 22 находятся в частной собственности - 59%, 15 – в государственной. 28 ТЭЦ эксплуатируются свыше 50 лет - 76%, оставшиеся 9 ТЭЦ - имеют срок службы свыше 30 лет - 24%.
 
Средний износ основного оборудования ТЭЦ составляет 66%. При этом, износ энергооборудования ТЭЦ городов Уральска, Тараза, Кентау, Кызылорды и Степногорска превышает 80%, пишет Абенова.
 
"По словам заслуженного энергетика Жакыпа Хайрушева, крупные казахстанские ТЭЦ теряют тепловую нагрузку из-за высокой степени износа основного оборудования (в среднем по стране износ теплосетей составляет 59%); низкий тепловой КПД (35-50%, по сравнению с КПД до 70% в передовых международных системах).
И это он говорил ещё в августе, даже до заявления президента страны в Послании в сентябре.
Энергетики давно поднимают тему, что нужна отдельная стратегия развития теплоснабжения Казахстана и нужен ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ. Они говорят об этом практически в каждом интервью. Но их никто не слышит поэтому воз и ныне там…
 
Ни для кого ни секрет, что нет единого центра ответственности за отрасль. Сегодня за сферу теплоснабжения отвечают несколько государственных органов. То есть должны отвечать, но судя по событиям этой зимы никто не отвечает.
Президент Токаев в своём сентябрьском послании заявлял: «В стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Эти цифры говорят сами за себя. Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике «Тариф в обмен на инвестиции». Показатели износа сетей и мощностей нужно сократить минимум на 15%».
 
А через месяц он сделал конкретный акцент на 80% изношенности сетей в регионе.
Но как говорится, у семи нянек дитё без глазу, а у нас 150 тысяч жителей без тепла мерзнут в холодных квартирах.
 
По словам Талгата Темирханова, председателя Казахстанской электроэнергетической ассоциации,
ситуация с ТЭЦ обнажила нескоординированность между рядом уполномоченных госорганов. «Я имею в виду министерство энергетики, которое задаёт политику в энергетике в целом, но не отвечает за тепловые сети. У них даже механизма нет, чтобы ремонтировать все объёмы в городах.
 
ОДНУ И ТУ ЖЕ СТАНЦИЮ РЕГУЛИРУЮТ МИНЭНЕРГО И МИНЭКОНОМИКИ. Электрическую часть курирует Минэнерго – оно утверждает тариф – это и есть политика. По тепловой части у них инструментов нет. Комитет по регулированию естественных монополий при Миннацэкономики отвечает за тарифы на тепло. Он действует от официальных цифр, то есть в рамках инфляции. Это определённый потолок, выше которого прыгнуть невозможно. И вот этот недополучаемый объём средств не идёт потом на ремонт и не идёт на модернизацию. Эта политика и привела к ситуации не только в Экибастузе, но и по всей стране. Поэтому винить исключительно собственника – неправильно».
Энергетики предлагали и предлагают немало путей для повышения эффективности систем централизованного теплоснабжения. В том числе, переход от полного регулирования тарифов на тепловую энергию к установлению принципа «тариф в обмен на инвестиции» с учетом региональных особенностей, обеспечивающая инвестиционную привлекательность сектора теплоснабжения.
 
Необходимо постепенно уходить от неэффективной тарифной структуры в секторе, при котором устанавливается косвенное перекрестное субсидирование при установлении тарифов – между теплом и электроэнергией на ТЭЦ и большие неоправданные различия в тарифах между группами потребителей и регионами, считают эксперты электроэнергетичкой сферы.
 
Показывают причины почему в этой сфере существует очень высокий уровень задолженности, финансовая нестабильность и почти банкротство многих предприятий.
- В первую очередь, необходимо в каждой области и городе иметь разработанные и утвержденные в установленном порядке схемы теплоснабжения, которые определяют не только развитие тепловых сетей, но и строительство новых и реконструкцию действующих ТЭЦ как источников тепловой энергии, - считает Жакып Хаурушев.
Схемы теплоснабжения соответствующих городов и областей должны включать вопросы развития системы теплоснабжения, в том числе через развитие централизованных систем теплоснабжения и приоритетное использование комбинированных источников электрической и тепловой энергии, реализации приемлемых технических решений, источники их финансирования и оценку тарифных и социально-экономических последствий для конечных потребителей тепловой энергии.
 
Кроме этого, в этих схемах в обязательном порядке должны быть прописаны пошаговые мероприятия по действию региональных коммунальных ТЭЦ в случае возникновения системных аварий в ЕЭС Казахстана и повышения надежности систем жизнеобеспечения городов без потери выработки электрической энергии и тепла.
Для привлечения частного капитала необходимы гарантии возврата инвестиций. В сфере теплоснабжения сегодня единственным механизмом гарантирования инвестиций является тариф, который, как было сказано выше, занижен.
В Правительстве давно и как-то слишком долго рассматривают вопрос увеличения суммы платы на рынок мощности, который также является действенным механизмом привлечения инвестиций в систему теплоснабжения.
У нас 37 ТЭЦ: 22 находятся в частных руках, 15 – в ведении акиматов. У последних ситуация не лучше. Если бы у государства были лучшие условия содержания ТЭЦ, то износ был бы другой. А цифры такие: 70–80% – износ, до 90% – по сетям. Деньги из бюджета – это всё равно деньги налогоплательщиков. Это временное решение на 2–3 года.
 
– Зачем такие люди, как Клебанов, покупали ТЭЦ? - спрашивает корреспондент «Орда» у председателя Электроэнергетической ассоциации.
– Была программа по переходу отрасли на рыночные рельсы, но её реализовали не до конца. Государство регулирует через тариф финансовое состояние. В Европе газ подорожал – никто не держит тарифы и потребители сразу это почувствовали. Передать ТЭЦ акимату – не решение проблемы.
 
Летом государство предлагало выкупить долю в станции, но понимание, что там могут возникнуть проблемы, оттолкнуло от покупки. Если акимат возьмёт ТЭЦ на свой баланс, то там есть механизм для привлечения бюджетных средств, но убыток всё равно останется. Надо уже определиться: либо мы работаем на рыночных механизмах, либо строим социально ответственное государство. Сейчас на повышение тарифа наверняка государство не пойдёт.
Не логично ли тогда все ТЭЦ вернуть государству, как это было в Советском Союзе?
– Была возможность создать рыночный механизм, но до конца его не реализовали.
– Сейчас ТЭЦ принадлежат одним, теплосети – другим, распределение потребителям – третьим. А как должно быть в идеале?
– Технологически все сильно связано. На мой взгляд, нужно сохранить связку сетей со станциями. Вот в Экибастузе должны ремонтировать 20 километров в год, но тариф позволяет ремонтировать лишь два. Ремонт одного километра стоит 300 млн тенге. Простая арифметика.
Все эксперты считают, что нас ожидают еще серьёзные техногенные аварии. И в ближайшие год-два проблему не решить. В энергетике планирование на 1–2 года не работает. Надо решение принимать сегодня, куда мы должны двигаться и как развивать энергетику и за счёт каких источников финансирования. Если мы сегодня не определимся, завтра ситуация будет только хуже" , - заключила она.