Политолог, регионовед, ассоциированный член IPSA Максим Капленко в интервью kazpress рассказал о нюансах политического и торгово-экономического сближения Казахстана и КНР.
- Максим, как вы считаете, действительно ли Казахстан идет на политическое сближение в Китайской Народной Республикой?
- Во-первых, стоит отметить, что в данный момент времени Китай активно укрепляет свои позиции в сфере международной политики. Нужно сказать, что и до этого государство доминировало во многих отраслях, включая экономику, промышленность, современные технологии. За последние 60-70 лет китайцам удалось построить, пожалуй, уникальную экономическую модель. Где-то в середине XX века трудно было представить, что номинально социалистическая держава может не только успешно вести рыночную торговлю, но и быть лидером по величине внутреннего валового продукта (по ППС).
Удивительно, но за пределами Китая только сейчас начинают по-настоящему осознавать, что КНР – настоящая сверхдержава. А тем временем рост китайской экономики был систематическим, если не считать небольшие кризисные отрезки. Кроме того, китайское руководство в последний год продемонстрировало решительность государства в сфере военной политики: вспоминаем ситуацию с Тайванем.
В целом, соседство с такой страной, как Китай, могло бы стать проблемой для Казахстана. Но, к счастью, руководителям нашей страны и Китая всегда удавалось договариваться. Конечно, были и сложные моменты в отношениях двух государств, однако всегда получалось найти компромиссные решения. Сейчас можно с определенной долей уверенности говорить о том, что Казахстан и Китай открывают новую страницу в истории своих взаимоотношений.
- Почему вы пришли к такому заключению?
- Достаточно посмотреть, какие заявления делал первый руководитель Китая Си Цзиньпин. Председатель КНР во время своего сентябрьского визита в Астану говорил о поддержке Казахстана и реформ, которые направлены на обеспечение региональной безопасности. Тогда же Си Цзиньпин подчеркивал, что Китай и Казахстан совместными усилиями сумели без каких-либо споров урегулировать вопросы, касающиеся государственной границы. Китайский лидер вспоминал и о реализации программы «Один пояс – один путь». Это проект играет ключевую роль в развитии китайской экономики, и Казахстан не остался в стороне от участия в нем.
Кроме того, не стоит забывать о том, что визит Си Цзиньпина в Казахстан стал первой официальной зарубежной поездкой председателя после пандемии коронавируса. Существует мнение, что Си Цзиньпин мог бы отправиться в Российскую Федерацию, но геополитическая ситуация, которая на тот момент была раскалена до предела, не позволила совершить такой визит. Тем не менее, помимо России, у Китая есть множество давних партнеров в Азии: это и Южная Корея, и Индонезия, и Малайзия, и даже Индия, хотя с последней у китайцев исторически есть спорные вопросы. В итоге Си Цзиньпин в первую очередь прибыл именно в Казахстан, с которым у Китая нет никаких серьезных расхождений в ключевых вопросах. И, я думаю, перспективы укрепления сотрудничества между Казахстаном и Китаем очень серьезные.
- Наверняка эти перспективы стали еще более очевидными и весомыми после недавнего посещения Китая Касым-Жомартом Токаевым. Какие ключевые моменты этого визита вы могли бы отметить?
- На мой взгляд, сам факт визита Касым-Жомарта Токаева в КНР и те итоги, которые были достигнуты посредством этого визита, – результат долгой и кропотливой дипломатической работы. Причем мы уже не в первый раз наблюдаем то, насколько многовекторный характер имеют переговоры нашего главы государства с лидерами стран-партнеров.
В качестве яркого примера можно привести как раз последние казахстанско-китайские переговоры, в ходе которых было подписано около 50 различных договоров и соглашений. Очевидно, что уже одно количество подписанных документов позволяет говорить нам о серьезном укреплении отношений двух государств. Более того, возвращаясь к вышесказанному, нужно говорить о длительной совместной работе, предваряющей подписание договоров.
Среди ключевых соглашений выделил бы меморандум, касающийся развития транскаспийского транспортного маршрута. Это соглашение было заключено между правительствами Казахстана и КНР. Ранее мы слышали много критики относительно транспортных коридоров, идущих через территорию нашей страны: мол, нам от этого нет никакой пользы, ведь Казахстан не производит такого объема продукции, как Китай или Россия.
Категорически не согласен с тем, что Казахстану это не выгодно. Именно за счет раскрытия транспортно-логистического потенциала нашей страны мы имеем возможность стать частью глобального рынка. Торговля в большой политике – это все, или почти все. Ни в коем случае нельзя упускать возможность развития торговли через Каспийское море. Благодаря этому у Казахстана появляется шанс выйти на другой уровень в плане инфраструктурного развития, производства и экспорта своих товаров. А кроме того, не будем забывать об укреплении партнерских связей с соседями.
- Каким вы видите дальнейшее развитие сотрудничества казахстанского и китайского бизнес-сообществ?
- Очевидно, что китайская сторона воспринимает Казахстан как важного бизнес-партнера. В ходе прошедшего визита в КНР казахстанский президент провел переговоры с большим числом представителей крупных китайских компаний. Следует отметить, что и до этого китайский бизнес был широко представлен на отечественном рынке. Сейчас же речь идет об углублении партнерских связей в нефтегазовой, логистической, энергетической отраслях.
Вопросы, связанные с энергетической отраслью, вообще имеют актуальность мирового масштаба. Все мы знаем о той турбулентности, которую испытывает мировой рынок энергетики. У Китая есть современные технологии, способные принести Казахстану огромную пользу. Одна из китайских компаний, в частности, уже инвестирует в объекты зеленой энергетики, расположенные на территории РК. Помимо этого, в нашей республике в скором времени состоится запуск предприятия, производящего оборудование для ветровых электростанций: и опять-таки при участии Китая.
- Очевидно ли для вас то, что в укреплении казахстанско-китайского партнерства ключевую роль играет фигура президента Токаева?
- Конечно. От первого руководителя, его инициатив, его взглядов на текущую мировую повестку, умения договариваться на дипломатическом поле зависит то, как будут развиваться международные отношения государства. Токаев в последние несколько лет демонстрирует лидерские качества и навыки переговорщика самого высокого уровня. Даже тот факт, что визит Токаева в КНР совпал с его 70-летием, говорит нам о многом. С одной стороны, это показывает полную решительность нашей стороны в плане углубления взаимоотношений, с другой стороны, в этом нельзя не усмотреть продуманный дипломатический шаг.