Министр сообщил, что с 2019 года по сегодняшний день количество автотранспорта возросло с 3,9 млн до 5 млн единиц, с учетом автомашин с иностранной регистрацией (порядка 300 тысяч).
– При этом, автопарк стареет. Срок эксплуатации более 50% автомашин в стране превышает 20 лет. Соответственно, это приводит к их изношенности. На этом фоне не обеспечивается должный контроль за техсостоянием автотранспорта. После снижения требований к открытию Центров техосмотра, распространилась практика выдачи фиктивных талонов о его прохождении, – отметил Ахметжанов.
Так, антикоррупционной службой ликвидирована ОПГ, которая реализовала 350 тысяч таких документов на общую сумму 600 млн тенге. – За последние 4 года количество автотранспорта, не прошедшего техосмотр по техническому состоянию, снизилось в два раза (2018 год – 6,3%, 2021 год – 3%). Это вызывает большое сомнение, – резюмировал министр. Полицией при надзоре за дорожным движением к ответственности привлечены 106 тысяч водителей за управление транспортом, не отвечающим требованиям технических регламентов. Кроме того, за непрохождение техосмотра оштрафованы 80 тысяч водителей.
– В свое время, данная функция государством была передана в предпринимательскую сферу. Однако, упрощение процедур привело к серьезным коррупционным рискам. В этой связи, Министерству индустрии предлагается усилить ответственность операторов станции техосмотра за фиктивные проверки автотранспорта (ст.616 КоАП «Нарушение правил проведения обязательного тех.осмотра» – штраф на субъектов малого бизнеса – 30 МРП , среднего – 40 МРП, крупного – 50 МРП), – заключил спикер.