Экономика
5 июня 2022 г. 4:54

3 трлн тенге инвестиций планирует привлечь ҚТЖ в ближайшие 5 лет

Свои планы на будущее и итоги 2021 года озвучил ҚТЖ перед Общественным советом АО «Самрук-Казына». Совещание прошло под председательством Болата Жамишева с участием представителей фонда, общественности, экспертов, частных перевозчиков и экспедиторов.

По данным ведомства, 3 трлн тенге инвестиций будут направлены на реализацию важных инфраструктурных проектов. В первую очередь на модернизацию железнодорожного коридора «Достык-Мойынты». Это основной маршрут транзита. Он включен в национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Его реализация позволит увеличить пропускную способность участка по коридору Китай – Европа – Китай в пять раз, с 12 до 60 пар поездов, повысить скорость движения контейнерных поездов до 1500 км/сутки и создать 2880 рабочих мест. Также планируется строительство обводной железнодорожной линии станции Алматы. Это даст возможность поездам, следующим из Китая, не заезжать в южную столицу, разгрузить Алматинский узел за счет переориентации грузопотока и сократить время доставки грузов. Здесь будет трудоустроено порядка 2 тысяч человек.

  А реализация проекта железнодорожной линии Дарбаза-Мактаарал позволяет «расшить» инфраструктурные ограничения на южном направлении, на стыке Сарыагаш и Ташкентском узле. Это приведет к сокращению транзитного расстояния в Южную Азию: Афганистан, Пакистан, Туркменистан. Проект «Увеличение пропускной способности порта Актау по перевалке контейнерных грузов (контейнерный хаб)» необходим для развития контейнеризации по маршруту ТМТМ. Обновление активов необходимо для обеспечения перевозки заявленного груза и безопасности движения поездов. У нас есть ряд капитальных затрат на приобретение локомотивов, вагонов и на капитальный ремонт соответственно локомотивов, подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, – заявил заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов.

 ҚТЖ сегодня занимает 15 место в мире по объему грузооборота. Именно на железную дорогу приходится основная доля перевозки угля, железорудного сырья, зерна и стройматериалов. Прошлый год компания завершила с рекордным показателем за время независимости. Так, тарифный грузооборот составил 233 млрд ткм. А контейнерный транзит через территорию страны превысил 1 млн ДФЭ. Причем за последние 5 лет транзитный поток вырос в несколько раз. Это говорит об успешности встраивания Казахстана в глобальную логистическую цепочку. Компания ставит задачу не только по развитию новых транспортных коридоров и расширению пропускной способности инфраструктуры, но и по отказу от бумажного документооборота, внедрению сквозного трекинга груза с отображением его фактического местоположения, сокращению времени в пути, информированию клиентов о причинах задержек. Здесь намерены в ближайшее время решить проблемы цифровизации, которые схожи с проблемами в государственных информсистемах.

В марте т.г. Совет директоров утвердил ИТ-Стратегию Компании до 2026 года, доложил членам Общественного совета заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по стратегии и цифровизации Ануар Ахметжанов. Уйдем от «зоопарка» айти-систем, зависимости от иностранных вендоров, перейдем к формату работы по принципу Data Driven Company. Работа разделена на программные проекты, охватывающие производственные, коммерческие и корпоративные системы ҚТЖ. Поэтапно заменим старые системы на современные, используя платформенный и микросервисный подходы. Глава государства подчеркивал, что цифровизация не модная игрушка, должна служить инструментом повышения эффективности. Это наш ориентир.

Но при радужных перспективах и показателях в ҚТЖ еще много проблем остаются нерешенными. До сих пор компания имеет большие долги. Несмотря на то, что долю обязательств в «твердой» валюте удалось снизить с 57% до 36%, по состоянию на 1 мая т.г. консолидированный долг составил 1,9 триллиона тенге (по номиналу). АО «НК «ҚТЖ» имеет серьезный износ активов. Инфраструктура устарела на 57%, а парк вагонов – на 54%.  60% локомотивов старше 30 лет, и они изношены на 90%. 

В компании отмечают, что выправить финансовое положение и обновить активы железной дороги не помогают действующие тарифы. Они самые низкие в СНГ и были сформированы в условиях отсутствия на рынке грузовых перевозок частных перевозчиков. В то же время рост тарифов на услуги ҚТЖ постоянно отстает от роста цен на промышленные товары. Это вынуждает компанию сокращать расходы на развитие. И нынешний год не исключение.

У нас рост цен на некоторые материалы, те же рельсы, шпалы почти в 2 раза. Как вы знаете, с прошлого года стоимость металла выросла и соответственно выросла и цена на основной наш материал. Во-вторых, рост цен на топливо, на электроэнергию. У нас фактически себестоимость с 2021 годом больше на 200 млрд. Это без увеличения объемов, то есть физически покупаемый объем тот же. Рост цен влияет очень сильно. Мы в бюджете запрограммировали рост грузооборота где-то на 2%. А 4 месяца мы закрыли с ростом грузооборота почти 9%. Это именно по транзитному коридору Китай-Европа, в мае идет снижение. Этот коридор приносит порядка 12% всей выручки ҚТЖ. Поэтому сейчас логистический блок активно занимается переориентацией транзитных потоков на Транскаспийский маршрут. Также смотрим маршруты транзитные через Иран. Вот эти два фактора: снижение транзитных доходов и увеличение себестоимости очень сильно повлияют в 2022 году, – подчеркнул на заседании управляющий директор по финансам АО «НК «ҚТЖ» Даир Кушеров.

Представители ҚТЖ, отвечая на вопросы членов Общественного совета, также проинформировали, что компания планомерно уменьшает закупки из одного источника, избавляется от непрофильных источников, решает проблему брошенных поездов, продолжает поддержку отечественных производителей через механизм Offtake-контрактов. За последние годы у предприятий приобретено порядка 500 локомотивов, более 3000 единиц вагонов и платформ, около 500 тыс. тонн рельсов и др. ж/д продукция. Интересовал вопрос и о нынешнем положении стратегического партнерства со швейцарской компанией Stadler, с которой осенью прошлого года было подписано соглашение на 100 млн долларов.

 – Они покупают завод «Тұлпар», где раньше производились вагоны по испанской технологии. Будут организовывать свое производство. И до 2029 года планируют произвести более 500 вагонов Stadler с локализацией до 35%. Мы сейчас с ними в стадии переговоров. Им нужна гарантия финансирования на 10 лет, чтобы был источник финансирования. Но мы как ҚТЖ такой Offtake предоставить не можем. Потому что деньги бюджетные, льготный кредит, который мы ежегодно получаем на покупку пассажирских вагонов. Соответственно, мы сейчас совместно с фондом, правительством думаем, как это осуществить, – рассказал управляющий директор по финансам АО «НК «ҚТЖ» Даир Кушеров.

В то же время сегодня ҚТЖ не просто системообразующий транспортно- логистический холдинг страны. Компания является крупнейшим работодателем. В штате – 109 тысяч сотрудников. В прошлом году зарплату производственному персоналу повысили на 20%, а с этого года – на 30%. Чтобы улучшить социальное положение своих сотрудников, в общей сложности потребовалось свыше 130 млрд тенге. За 4 месяца 2022 года заработная плата железнодорожников превысила средний уровень по стране и составила свыше 300 тысяч тенге. Но в компании подчеркивают, люди – ключевой актив и от их профессионализма зависит работа железной дороги.  Причем здесь особо уделяют внимание охране труда. В ҚТЖ даже действует право сотрудника на остановку или отказ от работы, в случае, если существует потенциальная опасность на рабочем месте. В прошлом году такой возможностью воспользовалось около 600 работников. В помощь внедрили мобильное приложение – «Интегрированная система производственной безопасности», пользователями которого стали свыше 100 тысяч человек. Это упростило фиксацию фактов нарушений и недостатков и позволило отказаться от бумажных отчетов.

Вопросов к ҚТЖ у Общественного совета накопилось достаточно. Регламент встречи вышел за пределы запланированного, и она длилась больше 2 часов. Как заметил председательствующий на совещании Болат Жамишев, сегодня обществу небезразлично – справляется ли компания со своей задачей как национального перевозчика и миссией по развитию транзитного потенциала страны. Ведь от этого зависит развитие экономики и страны в целом.

Саида ЖАРКИНОВА